евгения воробьева
Консультация для воспитателей по ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Что же такое здоровье? В дошкольном детстве закладывается фундаментздоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируютсяосновные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки. Забота о
воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе каждого дошкольного учреждения.
Публикация «Консультация для воспитателей по ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов,создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.
Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью кутомлению, социально и физически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост иразвитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки ипривычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера.
Здоровье - это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следитьза своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранитьздоровье дошкольника, но и укрепить его.
Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей всистеме дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровыйребенок может развиваться гармонично.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи летребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов истановление функциональных систем организма, закладываются основные чертыличности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе освоем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровье сберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель егожизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.
Формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных задач при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучатьребё нка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свойгоршок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей кпониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личногоздоровья, но и здоровья окружающих. В детском саду воспитатели должны приучать воспитанников заботиться освоем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, датьзнания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, датьэлементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться.
Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Несомненно, главными союзниками в этой работе должны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатели должны показать и рассказать всё, что ждёт их детей в детском саду, обратить особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушать их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводить только строго с согласия родителей. Главное, в первую очередь направить работу и доказать, что без их участиямы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальныйопыт. В этих целях необходимо широко использовать различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование. Проводить дни открытых дверей сдемонстрацией методов и приемов работы с детьми, показывать разные виды физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Приглашать родителей к участию в жизни детского сада. Красочные наглядные стенды в приемных должны знакомить родителей сжизнью детского сада, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках для родителей необходимо поместить информацию практической направленности, приводить интересные факты, давать рекомендациивоспитателей и специалистов. В результате такой работы, использовании различных форм и методов общения с род. Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
1. Приобщение детей к физической культуре.
2. Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастныхгрупп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время взависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции обобязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительнойработы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Гимнастика после дневного сна. Желательно использовать различные варианты гимнастики:
- разминка в постели;
- самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
- пробежки по массажным дорожкам.
Проблемно-игровые – в свободное время,можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, по средством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В нихвходят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием,лепкой и др.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятияиспользуют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, гдерассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяютза рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера внашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Используемые в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этогонеобходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Поставленные задачи будут успешно решаться только при использованииоткрытых педагогических принципов и методов обучения, а именно. Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастныхособенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступностиявляется преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии.
Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональныевозможности, поэтому материал усваивается по-разному. Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке передребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе является основным в обучении движению. Занятияобеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенкажелание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективныйпуть объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.
Т. О. для создания условий мотивации к занятиям физической культуройсчитаю, что необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.
Стретчинг – возник в 50-е. годы в Швеции, но только спустя 20-ть лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии.
Стретчинг в переводе с английского растяжка, стретчинг (гимнастика поз) – это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц.
Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Игровой характер упражнений, позволяет детям во время занятия путешествовать и перевоплощаться в разных животных и персонажей. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы.
Занятия стретчингом – это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение. Программа занятий игровым стретчингом включает в себя элементы лечебной физкультуры, упражнения корректирующей гимнастики, релаксацию, музыкальное сопровождение. Детям от 3до 4 лет предлагается до 6 игровых упражнений, детям от 5 до 7 лет — до 10 упражнений.
Основные правила стретчинга:
-разогрев перед упражнениями;
- медленное и плавное выполнение упражнений;
-«правило ровной спины» - следите за осанкой, т. к. сгорбленность уменьшает гибкость;
-спокойное дыхание;
- растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела. не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Динамические паузы– во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.