Екатерина Боброва
Консультация для воспитателей «Как знакомить детей с русским народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №46 города Ельца «Дружные ребята».
Консультация для воспитателей : «Как знакомить детей с русским
Подготовил воспитатель :
Боброва Е. В.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как знакомить детей с русским народным творчеством“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Большинство не только детей, но и взрослых очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Задача, над которой наш детский сад работает уже несколько лет, так и называется: «Знакомство детей с русским народным творчеством». Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков. Для этого мы отобрали следующие разделы:
1. Создание атмосферы национального быта.
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц,
потешек)
В устном народном творчестве отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представление о добре, красоте, правде. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
З. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными и изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
4. Знакомство народным искусством.
Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекали наше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, мы понимали, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.
Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Кроме того, им интересно было увидеть в действии прялку, рассмотреть чугунок, ухват и т. д. Чтобы доставить детям эту радость, мы решили собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку избы. Для этой цели освободили в детском саду помещение. Здесь, в «избе» соорудили печь. В «избе» есть чугунок, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, русский народный костюм. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством стали проходить в «избе». И от каждой новой встречи дети получали радость и удовольствие. В методическом кабинете созданы образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки. На занятиях дети не только знакомятся с разнообразием народного искусства, но и получают специальные навыки и умения расписывают игрушки по типу дымковской, лепят посуду, украшают ее орнаментом. Педагоги составляли конспекты занятий и сценариев обрядовых праздников - всего того, что постепенно складывалось в систему.
В своей работе я стараюсь соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подбираю потешки, песенки, прибаутки для работы с детьми младшего возраста. Сколько в этих незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомлю и с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам про Кота-воркота, про гулей. Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами русского фольклора - пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.
Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человеческий мир. Составить загадку - значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот. Разгадать загадку - ее метафорические образы заменить образами реальными.
Восприятие частушки доступно уже детям второй младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение таких песенок -это для детей старшего возраста.
Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. Приобщение малышей к творчеству русских умельцев мы начали до знакомства с русским фольклором. Сейчас уже накопился большой опыт работы с дымковской, городецкой, хохломской росписью, народной вышивкой. В «избе» дети знакомятся со старинными предметами,
украшениями хохломской росписи, их названиями: бочонок, деревянные ложки, тарелки, кружки; рассматривают затейливый узор на них.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Малышам рассказываю о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят подвожу к осмыслению понятия «народная игрушка». Старших детей знакомим с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах; предлагаем ребятам попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы матрешка. Дети любят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.
Детскими работами по народно-прикладному искусству оформляем стенды в детском саду. Воспитатели составляют конспекты занятий по знакомству детей с русским народным творчеством и используют их в своей работе.