Надежда Чернышева
Консультация для воспитателей по изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Я, как старший воспитатель помогаю воспитателям планировать работу, организовывать просмотр занятий, обсуждаю методы, приемы и др.
Большой воспитательный эффект дает совместная работа воспитателей в детском саду и родителей в семье.
В беседах с родителями мы узнаем их интерес в области изобразительного искусства, рассказываем о задачах изобразительной деятельности, даем советы, как знакомить ребенка с искусством, как правильно организовать занятия лепкой, рисованием, аппликацией дома.
Публикация «Консультация для воспитателей по изодеятельности» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Методы и приемы обучения изобразительной деятельностью
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развивать способность в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности
понимают систему действий педагога, организующего
практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Методы обучения условно классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения. Дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений воспитателя (объяснение, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (рисование, лепка, аппликация). Выделяют следующие методы:
• наглядные;
• словесные (беседа, рассказ, художественное слово);
• практические;
В последнее время используется новая классификация методов, авторами которых являются И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. Они включают следующие методы обучения:
• информативно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец и показ воспитателя);
• репродуктивный (прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой);
• исследовательский (развитие самостоятельности, фантазии, творчества);
• эвристический (самостоятельность при выполнении работы);
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации. Так в рисовании в первой младшей группе в основном воспитатель использует показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого. Очень хорошо используют на своих занятиях воспитатели игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проигрыванием слов. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением. Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием.
Ещё один прием воспитателя в работе с детьми – это сотворчество. На занятиях по рисованию в младших группах активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о предмете.
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, когда данная форма встречается впервые.
Умело направлять работу по изобразительной деятельности с детьми могут только те воспитатели, которые овладели теорией и методикой этого вида деятельности с детьми в детском саду. Поэтому методический кабинет округа в работе с воспитателями усиливают внимание к этим вопросам, проводят семинары, практикумы, открытые просмотры и др.
Материалы семинаров, практикумов размещают на сайте, помещают в папки-передвижки. Такая же работа проводится внутри детского сада.
В нашем детском саду мы стараемся, чтобы уровень по изобразительной деятельности соответствовал возрастным особенностям детей. Ассортимент материала по изобразительной деятельности не всегда полный, что вовсе не зависит от материальных средств. Отрицательно сказывается и неразумное размещение уголка изобразительной деятельности.
В нашем детском саду нашли широкое применение вертикальные уголки (стенки). Они занимают мало места и материал для изобразительной деятельности компактно размещен. Особенно это компактно и хорошо оформлено в старшей и подготовительной группах.
Руководство изобразительной деятельностью на занятия и в свободное время будет правильным лишь в том случае, если позволит сохранить всю художественно-эстетическую направленность. А для этого надо больше уделять внимания самостоятельной деятельности детей и их творчеству.
Всю работу по оказанию методической помощи воспитателям строили дифференцированно, с учетом образовательного уровня, опыта педагогов и возрастных особенностей детей, с которыми они работают.
Однако воспитатели часто допускали ошибки, которые были вызваны несовершенством планирования изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация). Исходя из этого, были проведены консультации по планированию. Консультации проводились индивидуальные и коллективные.
По теме «Изобразительная деятельность в детском саду» в течение последних двух лет проводились семинарские занятия, консультации, открытые просмотры, выставки-конкурсы и др.
Воспитатели самостоятельно выполняли такие задания: писали доклады из опыта работы или рефераты, составляли перспективный план по работе с детьми на занятиях и в повседневной жизни.
Понимая, что одним из условий успешного решения задач умственного воспитания детей через изобразительное творчество является грамотное оснащение педагогического процесса, мы провели смотры-конкурсы на лучший уголок по художественному творчеству.
В связи со смотром-конкурсом были проведены семинары-практикумы.
Семинар для воспитателей на тему»Нетрадиционная техника рисования в изобразительной деятельности старших дошкольников», «Силуэтная аппликация и декоративное рисование» и др.
Плановое посещение методических объединений округа, района.
Мы считаем, что успешное решение образовательных и воспитательных задач дошкольников в процессе обучения возможно лишь при умелом использовании изобразительной деятельности, и придаем этому большое значение. Например, слушателям семинара «Силуэтная аппликация и декоративное рисование» были даны практические советы и консультации. В детском саду работают молодые специалисты. Для них провели практический показ приемов руководства и организации изобразительной деятельности в их группе, учитывая те трудности в работе, которые испытывал воспитатель.
Помощь, использование методических рекомендаций позволило педагогам развивать изобразительное творчество детей дошкольного возраста, формировать у них знания, умения и навыки, необходимые для образного воплощения предметов и явлений действительности.