Орлова Татьяна Александровна
Консультация для воспитателей по теме: «Содержание работы ДОУ по региональному компоненту»
В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества. В настоящее время, принятый ФГОС ДОУ дает возможность на 40 % внедрить национально-региональный компонент в программу дошкольного учреждения
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России.
Основными целями регионального компонента являются :
Публикация «Консультация для воспитателей по теме: „Содержание работы ДОУ по региональному компоненту“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
• ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
• обеспечение единства образовательного пространства.
Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:
• развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;
• обновление содержания общего образования;
• овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;
• воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
• формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
• подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
• создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
• организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Национально-региональный компонент в республики РСО - Алания предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольных учреждений:
приобщение к истокам национальной культуры осетинского народа. Формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
изучение русского и осетинского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объемах;
ознакомление с историей, географией республики РСО - Алания, расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
Содержательная сторона деятельности педагогов по приобщению детей к осетинской национальной культуре, как первое направление реализации национально-регионального компонента отражена в программе.
Программа направлена на всестороннее физическое, социально -коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры.
Задачи программы по ознакомлению детей с национальной культурой осетинского народа соотносятся с Программой воспитания и обучения детей в детском саду. В этой связи воспитатель детского сада может выстроить содержание деятельности с учетом местных условий и общих требований к дошкольным учреждениям.
Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:
игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);
экскурсии в музей, концерты;
организация выставок изделий национального декоративно- прикладного творчества;
театрализованная деятельность, народные праздники.
Стремление создать для дошкольников условия для ознакомления с национальной культурой должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса. Это и является вторым направлением национально-регионального компонента.
Реализация третьего направления национально-регионального компонента основывается на решении следующих задач:
формирование у детей элементарных исторических представлений;
воспитание бережного отношения к семейным традициям; изучая историю своей семьи, прививать любовь к историческому наследию прошлого, к национальным традициям; эстетическое восприятие памятников архитектуры, ознакомление со средствами выразительности, с помощью которых мастера добиваются передачи совершенства форм;
ознакомление с историей возникновения, архитектурными особенностями РСО- Алания
развитие у детей интереса к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с историей РСО –Алания, г. Владикавказа, г. Моздока.
Столица республики РСО – Алания г. Владикавказ, его памятники всегда имели большое значение в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, которое с годами крепнет, расширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине.