Товкач Любовь
Консультация для воспитателей «Обучение рассказыванию по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей по теме: "Обучение рассказыванию по картине"
В развитии речи детей важную роль играет умение составлять рассказ по картине. При обучению детей рассказыванию по картине. педагог должен учитывать возраст и речевой уровень детей. Обучение рассказыванию нпо карине начинают с рассматривания картины, а потом составляют по ней рассказ.
Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение рассказыванию по картине“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Для связного последовательного рассказа по картине необходимо при рассматривании картины понять ее сущность, установить связи:
1. узнавание;
2. установление причинно-следственных связей между действующими лицами, понимание мимики лица, действий.
3. временные связи: учет места действия, времени, обстановки.
Для связного рассказа необходимо:
1. позаботиться о содержательной стороне;
2. четкое выделение или логизация образов;
3. освоение форм монологической речи.
Для того чтобы научить детей составлять рассказ по картине, педагог должен правильно подобрать картину, так как картины можно условно разделить на несколько видов:
- Предметные картины (один или несколько предметов без контактных связей).
- Сюжетные и многоэпизодные картины. На сюжетных картинах изображаются предметы в определенных сюжетных связях.
- Серии картин, связанных одним сюжетом.
- Пейзажные картины.
- Натюрморты.
- Картины с юмористическим содержанием.
Также занятия по обучению рассказыванию по картине делятся на виды:
- Составление описательного рассказа по предметной картине.
- Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
- Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.
- Составление рассказа по последовательной серии картин.
- Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
- Коллективное составление рассказов.
Обучение рассказыванию по картине усложняется от группы к группе:
В младшей группе педагог проводит подготовительный этап, учитывает особенности детей, так как дети могут только перечислить предметы, отдельные системы и действия.
Задачи:
1. Обучение детей рассматриванию картины и формирование умения замечать в ней равное.
2. Постепенный переход от занятий номенклатурного характера к занятиям, упражняющим детей в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Структура занятий по ознакомлению детей с картиной:
1. Внесение картины и рассматривание ее детьми самостоятельно.
2. Рассматривание картины по вопросам.
3. Заключительный рассказ-образец воспитателя.
Занятия можно начинать с небольшой вводной беседы, цель ее – выяснить представления, имеющиеся у детей, и создать эмоциональный настрой.
1. Вопросы.
2. Художественное слово.
3. Игровые приемы.
4. Выбор объекта и рассказывание о нем.
5. Связывание нарисованного объекта на картине с показом игрушки.
Картины:
1. изображающие отдельные предметы;
2. домашних животных;
3. сцены из детской жизни.
Средняя группа.
В средней группе занятия по обучению рассказыванию занятия проводятся 1 раз в месяц, но если считаете, что требуется большая работа, то количество их увеличивается.
Картины:
1. Батурина «Мы играем».
2. Серия Соловьевой «Наша Таня».
3. Веретенникова «Домашние животные».
Структура занятий.
1. Актуальное содержание картины (изучается содержание картины, дети усваивают важнейшие связи, вопросов задавать немного).
2. Обучение составлению рассказа.
3. Рассказы детей, оценка рассказов.
Методическая работа.
I. Вопросы – 3-4 минуты.
II. Образцы рассказа воспитателя.
1. Рассказ воспитателя должен охватывать все содержание картины.
2. Должен быть построен в соответствии с правилами литературного рассказа, соблюдена последовательность, время, завязка.
3. В рассказе должны иметь место образные выражения, прямая речь, знаки препинания.
4. Излагаться должны живо, четко, выразительно. Для этого он должен продумываться заранее.
Усложнение – в старших группах можно использовать литературный образ.
Рассказ воспитателя должен состоять из 7-8 предложений и начала образа дается для полного копирования. Постепенно уменьшается место образца – передвигается в середину и в конец занятия. После образца дается план.
III. Требования к этой части.
1. Воспитатель должен знать, кого он спросит: 1-2 хорошо рассказывающих, затем детей, затрудняющихся и закончить хорошо рассказывающими. Всего спросить от 5 до 9 детей.
Обязательно следить за вниманием детей и разнообразить приемы за счет внесения игрушек, дополнений детей, учет желания детей.
Требования к оценке детских рассказов.
Первые самостоятельные рассказы по картине могут состоять из 2-3 предложений. Одни дети воспроизводят самое главное, а другие то, что им интересно, рассказы третьих детей не характеризуют суть картин.
К середине года рассказы становятся длиннее (6-8 предложений, приобретают последовательность, приближаются к образцу, а в конце года дети почти дословно передают образец.
В конце года можно заслушать 7-9 рассказов.
Старшая и подготовительная группа.
В старшей и подготовительной группах требования к детским рассказам увеличиваются, усложняется и сам рассказ.
1. Содержание рассказа должно обогащаться подробностями.
2. Ребенок подготовительной группы должен соблюдать все 3 части. Начало и конец – четко выделены.
3. Обращать внимание на подбор четких и точных слов.
При оценке воспитатель отмечает достоинство рассказа, детали, которые делают его непохожим на другой. В старшей группе к оценке привлекаются сами дети.
Усложнение в методике рассматривания картины.
В старшем дошкольном возрасте рассматривают картину предварительно или в первой части занятия.
Новые задачи по рассматриванию картины.
1. Помочь детям понять сущность картины, установить все связи и зависимости.
2. Направление на накопление словесного материала, идет работа по отыскиванию точных слов для характеристики действующих лиц, действий.
3. Систематизация материала для рассказывания.
Структура.
I. Внесение картины и рассматривание детьми (восприятие в целом).
II. Рассматривание картины под руководством воспитателя.
III. Заключительный рассказ – образец педагога.
Методические приемы.
I. Серия вопросов на выявление содержания, на установление связей, на детальное рассматривание картины и поиск точных слов. Используется прием закрывания части картины.
II. Прием придумывания названия картины и обобщение воспитателя.
Задачи по обучению рассказыванию в старших группах становятся разнообразнее и зависят от содержания картины.
1. Учить понимать содержание картины.
2. Воспитывать чувства.
3. Учить составлять связный рассказ по картине.
4. Активизировать и расширять словарный запас.
В старших группах 10 занятий по обучению рассказыванию.
Картины «Ежи», «Наша Таня», «Домашние животные». Одну и ту же картину можно использовать неоднократно и усложнять задачи.
Виды занятий в старших группах по рассказыванию.
1. Описательный рассказ по предметным и сюжетным картинам.
2. Рассказы по серии картинок на юмористические темы.
3. Повествовательный рассказ.
В подготовительной группе добавляется:
1. Описательный рассказ по пейзажной картине.
2. составление коллективного рассказа.
3. Рассказ по серии картинок.
Требования к структуре занятия.
Образец должен служить средством перевода детей на более высокую ступень развития умения рассказывать.
1. Актуализация рассказа.
2. Обучение рассказыванию.
3. Рассказы детей и оценка.
Методические приемы.
1. Вопросы и установление содержания или связей по картине.
2. Образец – усложнение передвижение его в конец занятия.
В старшей группе если дети хорошо умеют рассказывать, то вместо образца дети используют план самостоятельно.
Коллективное составление рассказа по картине «Зимние развлечения».
Обучение детей описанию пейзажа.
1. Подводить постепенно.
2. Перед этими занятиями накапливать опыт, связанный с восприятием природных явлений – наблюдение красоты природы.
Приемы.
1. Вопросы, направленные на выявление главного,
2. Сравнение и сопоставление предметов или явлений,
3. Дидактические игры – кто больше увидит.
4. Художественная литература, стихи, загадки, сказки, рассказы.
5. Рассматривание иллюстраций, рисование пейзажа, увиденного на улице.
Когда опыт накоплен – обучение рассказыванию.
1. Рассматривание картины.
2. Обучение рассказыванию.
3. Рассказы детей.
Приемы.
1. Вводится беседа – направленная на восприятие художественного произведения.
2. Использование музыки Чайковского.
3. Опора на опыт детей с целью понять настроение картины.
4. Использование поэтических произведений для понимания картины.
5. Прием введения в картину (давайте погуляем в этой роще).
II. Во второй части литературный образец, план.
III. Оценка.