Вера Садилина
Консультация для воспитателей «Патриоты с детства!»
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданское - патриотическое воспитание является личностно-ориентированным воспитанием, направленным на развитие нравственных социальных качеств дошкольника: быть частью своего народа, страны, быть готовым трудиться на благо своей Отчизны. Дети узнают символику государства, владеют элементарной правовой информацией, уделяют внимание культурным традициям, знакомятся с устным и народным наследием своих народов, усваивают понятие «толерантность» - терпимость, которая органично в них присутствует, владеют основными понятиями о сообществах (семья, друзья, группа, соседи, имеют представление о взаимосвязи и взаимозависимости всего человечества.
Публикация «Консультация для воспитателей „Патриоты с детства!“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Таким образом, организация гражданского, национально - патриотического воспитания в условиях МБОУ для детей дошкольного возраста неразрывно связана с каждодневным систематическим и целенаправленным трудом по воспитанию и развитию маленького человека.
Достигается это посредством различных форм работы с детьми, через познавательные беседы, рассказы, ситуативный разговор, проблемные ситуации, драматизации, рассматривание, наблюдения, экскурсии, развлечения и праздники, игровую деятельность (развивающие, подвижные, ролевые игры); экспериментально - исследовательскую, проектную, изобразительную, конструктивную, трудовую, интегративную виды деятельности, создание коллекций, организацию мини – музеев.
Любые национальные, патриотические чувства начинаются с малой Родины. «С чего начинается Родина?» - с первых слов на родном языке, с первых игр во дворе, на родной улице, в родном саду, с семьи ребенка, с детского сада, в котором дошкольник проводит значительную часть своей жизни.
Старшие дошкольники через рассказы, беседы, презентации знакомятся с историей села, с его достопримечательностями, интересными людьми, прославившими свой край, с особенностями животного и растительного мира, с памятниками природы. Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства.
Беседы во время прогулки помогут узнать о красоте родной природы, диалог с воспитанником после выходных о народном празднике, который он посетил вместе с семьей.
В образовательной деятельности дети получают знания о своем родном крае, иллюстрируют праздники, рисуют картины родной природы, города, портреты членов семьи, лепят предметы быта, конструируют улицы родного города, узнаваемые здания. При ознакомлении детей с родным городом эффективным методом является моделирование: схемы улиц с номерами домов, изготовление макетов узнаваемых зданий. В дошкольном возрасте дети получают первый опыт в проведении экспериментирования: у ребенка накапливаются впечатления от разнообразия красоты родного края, природных явлений.
Игра является основной деятельностью дошкольников, выполняет важную роль в воспитании национальных и гражданско-патриотических качеств. Используются такие сюжетно - ролевые игры, как «Семья», «Магазин», «Строитель», «Больница», «Спасатели»; развивающие игры «Узнай время года», «Собери картинку», «Кому что нужно?», «Когда это бывает?»; народные подвижные игры «Салки», «Кошки-мышки», «Из – за леса, из – за гор…», «Стадо», «Гуси-лебеди», «Улетели-улетели», «Волк-медведь» и другие.
Успех патриотического воспитания детей во многом зависит от сотрудничества с родителями. Организуются совместные развлечения и праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «День защитника Отечества», «Масленица».
Праздничная атмосфера насыщает эмоциональный мир ребенка, способствует формированию интереса к традициям и явлениям общественной жизни. Любимые семейные праздники и традиции, возможно, останутся самыми яркими, дорогими воспоминаниями детства. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию корней и своего рода. Семейное изучение своей родословной поможет детям понять и начать осмысление очень важных и глубоких нравственных постулатов: корни каждого – в истории, традициях семьи.
Огромное значение в патриотическом воспитании ребенка имеет пример взрослых из ближайшего окружения. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи – бабушек, дедушек, прадедушек участников Великой Отечественной войны, детям в процессе этических бесед, тематических занятий и развлечений прививаются такие важные понятия как долг перед Родиной, любовь к Отечеству.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши деды и прадеды. Одним из направлений нравственно – патриотического воспитание является воспитание героического начала в детях. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства. Любовь к родной земле, к малой Родине – важное нравственное чувство. Оно появляется с момента рождения и остаётся с ним на всю жизнь. Заставить любить своё Отечество невозможно. Любовь можно поддерживать и воспитывать.
Родители – участники воспитательного процесса : совместно с детьми гуляют по улицам села, посещают праздники, ведут этические беседы, принимают активное участие в акциях, конкурсах, проектах разного уровня, в подготовке праздников и развлечений.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ребенок очень восприимчив в этом возрасте и легко откликается на народное творчество. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В условиях ДОУ фольклор является кладезем в деле воспитания патриотизма посредством приобщения к родной культуре. Потешки, прибаутки, стихи, пословицы, поговорки, колыбельные песни, народные сказки, песни, загадки, скороговорки, дразнилки, частушки, прибаутки - все жанры фольклора любы сердцу ребенка. Они открывают возможность воспитания в детях таких необходимых качеств, как чуткость, доброе отношение к людям, гуманность.
Одно из важнейших средств воспитания - художественное слово, все разнообразие форм и стилей, созданных талантливыми авторами. Посредством их произведений мы воспитываем в детях ум, добро, красоту, любовь к своему народу, Отчизне.
Несомненно, через какую бы форму мы не прививали у детей любовь к Родине, главное наше орудие – это наша собственная речь с верой в нашу страну, в наш народ, только неравнодушный педагог и искренне чувствующий патриот своей страны, способен зажечь в детях радость узнавания нового, восхищение прекрасным и обычными человеческими ценностями.