Галина Анатольевна Баканёва
Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика и особенности её проведения с детьми 1–3 лет»
▼ Скачать
Современным педагогам не надо объяснять значимость пальчиковой гимнастики для развития детей. Переоценить значение пальчиковой гимнастики достаточно сложно- общеизвестно влияние пальчиковых игр на развитие речи и мышление ребенка. Однако подобрать игры с учётом возрастных особенностей не такое уж и простое дело! Здесь важно учитывать возраст детей.
Для возраста 1- 3 лет есть свои правила проведения пальчиковых игр. Если дети совсем маленькие, в возрасте от 1 года до 1,6 лет, то детские пальчики занимают пассивную позицию- взрослый берёт пальчики в свои руки и выполняет необходимые движения. Став постарше, дети начинают сами подражать действиям педагога.
Публикация «Консультация для воспитателей „Пальчиковая гимнастика и особенности её проведения с детьми 1–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
Поэтому пальчиковые игры для возраста от 1 года до 3 лет на занятиях обязательно располагаются в порядке возрастания сложности.
1.Простые игры в которых взрослые, взяв руки ребенка в свои, выполняют заданные движения.
2. Очень простые игры, которые предполагают 2-4 несложных одинаковых действия обеих рук (сжимание-разжимание кулачка, движения только указательного пальчика и т. д.)
3. Простые игры, выполняемые детьми без помощи взрослых, где усложняются движения пальчиков и рук. Левая и правая действуют ещё одновременно.
4. Простые игры, выполняемые детьми самостоятельно, в которых левая и правая рука выполняют разные движения поочерёдно.
Следует отметить, что в возрасте от 1 года до 3 лет, даже если малыши уже умеют говорить, не надо заставлять их произносить текст игры. Детям этого возраста ещё сложно одновременно произносить текст и производить необходимые действия руками. Само содержание пальчиковой гимнастики должно быть понятно и интересно детям- только в этом случае они с увлечением включатся в игру.
Как часто должны появляться новые пальчиковые игры на занятиях? Чем младше возраст детей, тем дольше работаем с одной пальчиковой гимнастикой. Причём, сначала повторяется знакомая игра, а потом вводится новая гимнастика.
Также существуют общие правила работы педагога с пальчиковой гимнастикой для всех возрастных групп:
- Педагог должен знать текст пальчиковой игры наизусть!
- Текст произносится всегда выразительно, с паузами и выделением необходимых слов.
- Если гимнастика предназначена для одной руки, то сначала производятся действия на одной руке, а потом - на другой.
- Не надо заставлять детей специально заучивать текст пальчиковой гимнастики. Малышам это не требуется, а старшие дети скоро сами выучат.
- Время от времени повторять ранее изученные игры- детям это нравиться.
Пальчиковые гимнастики для детей 1-3 лет
«Кулачок» (взрослый загибает пальчики ребёнку) Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик) Ну а вместе кулачок!
«Мышки испугались» (Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)
Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
«Рыбки». (ребёнок сам выполняет движения)
Рыбки весело резвятся (сложить две ладошки вместе)
В чистой тёпленькой воде. (Двигаем вместе сложенными ладошками)
То сожмутся, разожмутся, (сжимаем ручки в кулачки и разжимаем)
То зароются в песке. (Делаем «замок»).
«Медвежонок» (Кончики больших пальцев руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.)
Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке, заходил наш мишка!
«Кошка на ладошке»
Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)
На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)
И пошла, пошла, пошла — (ходим пальчиками по ладони)
Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке).