Бранькова Вероника Владимировна
Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи. Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом. Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию устной речи дошкольника.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима.
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная и педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах детской деятельности: в познавательном развитии, на мероприятиях математического цикла, в процессе художественно – эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и изобразительная деятельность).
Интегрированный подход позволяет осуществлять нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность работы воспитателей по развитию речи.
Речь является одним из важнейших критериев общего развития ребенка дошкольного возраста. При помощи речи ребенок организовывает свою связь с окружающим миром. Если развитие ребенка проходит в норме, то его речь будет соответствовать возрастным особенностям.
В последнее десятилетие резко увеличилось количество детей с речевой патологией. Это связано с экологической обстановкой, влиянием стрессов, применением родителями психотропных веществ в момент ожидания ребенка. Кроме того, на речевое развитие ребенка влияет нагрузка на ребенка, внутрисемейные проблемы, наследственность и т. п.
На сегодняшний день согласно статистическим данным развитие речи детей является наиболее актуальным в логопедической практике, так как речь – это основное средство передачи информации между людьми, орудие мышления.
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок активно начинает пользоваться разговорной речью, на данном этапе происходит активное развитие фонетики, лексики и грамматического строя языка. Овладение языком в период дошкольного возраста является необходимым условием умственного, эстетического и нравственного развития. Чем раньше ребенок начнет разговаривать, тем быстрее будут развиваться умственные способности и ребенок будет свободнее себя чувствовать в обществе, легко и быстро научится писать и читать.
Основная специфика работы дошкольного учреждения заключается в комплексном и систематическом подходе в использовании словестных, игровых, наглядных и практических методов, самой организации учебного процесса.
В развитии речи дошкольников целесообразно реализовать следующие направления:
-развитие связной речи,
-обогащение словаря;
-формирование грамматического стоя речи;
-развитие звуковой культуры.
Одной из ведущих форм работы для развития речи детей являются игры. Игровая деятельность выступает одной из главных занятий ребенка. При помощи игры малыш познает мир, учится новому, развивается во всех направлениях. В игре взрослый может принимать участие, но всего лишь как партнер и занимать то место, которое выберет для него ребенок. Ход игры взрослый изменить не может, а всего лишь может косвенно на нее повлиять через фразы, реплики и своим поведением. В ролевой игре у ребенка активно развивается речь, которая становится грамматически оформленной, происходит расширения словарного запаса. При помощи игровой деятельности речь дошкольников становится связной, выразительной, но для этого игровая деятельность должна быть разнообразной, интересной и увлекательной.
Кроме игр, которые оказывают общее влияние на речь в педагогической практике, используются дидактические упражнения, помогающие ребенку освоить грамматику речи : использовать необходимый предлог, перефразировать слово в необходимый падеж, образовать множественное число существительных и др.
Одним из самых эффективных методов развития речи является дословная передача текста воспитателем – чтение. Как показывает практика, чтение увеличивает словарный запас ребенка, так как ребенок слышит не разговорную привычную речь, а определенный текст с новыми для него словами. Если произведение не большое, то воспитатель пересказывает его наизусть, что позволяет улучшить контакт с детьми. Но всё же большая часть современных произведений читается по книге. Кроме обогащения словарного запаса, у ребенка воспитывается правильное и аккуратное обращение с книгой.
Следующий метод, который поможет развитию речи, – это метод рассказывания. Под рассказыванием понимается передача прочитанного текста в свободной форме. Допускается сокращение текста, перестановка слов, пояснение. Благодаря рассказыванию дети знакомятся со многими произведениями. Инсценировка того или иного рассказа позволяет не только расширить словарный запас, но и будет способствовать развитию диалогической речи.
Проводя занятия по развитию речи, многие логопеды и воспитатели используют сразу несколько методик. Но основной методикой так и остается выразительное чтение художественной литературы. К чтению необходимо подготовится заранее: прочитав несколько раз произведение, потренировав интонацию и проанализировав его.
Чтение рекомендуется сопровождать иллюстрациями, которые помогут малышу четко представить картинку. Для успешного введения данной методики воспитателю рекомендуется заблаговременно потренироваться в чтении и воспроизведении иллюстраций детям, для того чтобы получить четкую связь читаемого текста и наглядного материала.
С целью закрепления необходимого материала для детей среднего и старшего дошкольного возраста полезны дидактические игры на основе изученных произведений, различные литературные викторины, которые, в свою очередь, позволяют не только закрепить материал, но и служат веселым развлечением. Например, игра «Отгадай загадку», «Один начинает, другой продолжает». Дидактические игры рекомендуется проводить с использованием наглядного материала или при помощи словестной формы.
Процесс рассказывания предполагает обладание особыми приемами речи, а именно высказывание. Оно должно быть в виде связанного монолога, а не представлять собой ответ жестами либо одной простой фразой. На первых этапах занятия рекомендуется на простых примерах показывать ребенку, как правильно построить фразу и оформить свою речь.
По мнению А. М. Бородич, заучивание стихотворении – это самая эффективная методика по развитию речи дошкольника. Перед тем как начать заучивать стихотворения воспитатель обязательно ставит перед собой ряд следующих задач[2] :
1) вызвать интерес у дошкольника;
2) помочь ребенку запомнить текст;
3) научить выразительности прочтения стиха;
4) помогает понять смысл текста.
Все эти задачи помогают правильно построить занятие и выбрать приемы для лучшего усвоения материала. Сам процесс заучивания достаточно сложный, ребенку приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту. При заучивании воспитатель учитывает индивидуальные особенности памяти ребенка, так как есть дошкольники, которые быстро запоминают, а есть те, кому помогает проговаривание текста вслух.
Текст для пересказа требует тщательной подготовки и должен соответствовать определенным требованиям[2] :
– произведения должны содержать поучительную информацию и обучать ребенка чему-либо;
– текст должен учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста;
– нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными. Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий;
– текст для пересказа должен быть простым, коротким и состоять из понятных для дошкольников слов, без сложных оборотов. Четкие фразы текста помогут ребенку быстро и правильно выполнить задание. Произведение должно быть выразительное, иметь точные определения и допускается наличие несложных форм прямой речи, что поможет сделать речь ребенка выразительнее.
Объем теста для пересказа подбирается с учетом возраста детей, согласно индивидуальным особенностям ребенка (вниманию, усидчивости и т. д.) Часто можно встретить случаи, что для пересказа воспитатели используют список произведений, которые рекомендованы программой, делая при этом большую ошибку, так как обычно в программе предлагают рассказы, которые не предназначены для пересказа.
Таким образом, развитие речи это один из важнейших этапов в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста. Чем быстрее ребенок начинает в совершенстве владеть речевыми навыками и чем больше его словарный запас, тем быстрее развиваются различные психические процессы (память, внимание, мышление).