СВЕТЛАНА ЖЕЛТИКОВА
Консультация для воспитателей «Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми раннего возраста»
" Особенности организации культурно-досуговой деятельности
с детьми раннего возрас та"
В соответствии с требованиями Стандарта, в программу включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный, эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В разделе обозначены задачи педагога и приведены примерные перечни возможных событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы. Зачитаю задачи для раннего возраста.
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечивать детям чувство комфорта и защищенности. Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках. Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них. Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.
Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностям и интересами детей.
___
Не секрет, что праздники и досуги – это неотъемлемая часть жизни детского сада.
Начнем с того, какие могут быть мероприятия для малышей: это и игры –забавы, и пальчиковые игры, небольшие театрализованные представления, концерты, чтения книг.
По продолжительности они должны быть не менее 10минут и не превышать 25 минут в зависимости от наполненности.
Дети с нетерпением ждут праздник, особенно если проведена работа воспитателей, родителей. Они ждут какого-то чуда (Дед Мороз принесет подарки, Осень придет в гости с друзьями, для мамы выучено стихотворение), а для нас – воспитателей, музыкальных руководителей – это своеобразный отчетный концерт: «Вот чему мы научились». Для достижения этой цели, в погоне за безупречным результатом мы очень часто наблюдаем такую картину, когда детей просто «натаскивают» по репертуару. О какой радости, чувстве комфорта и защищенности можно тогда говорить.
Наша с вами задача – сохранить радость от музыкальной деятельности на протяжении всего периода подготовки.
Репертуар: по мнению специалистов должен составлять всего 3-4 песенки (2 из которых разучены ранее, а 2 вновь, 2-3 музыкально-ритмических номера (танец, пляска, хоровод, сюжетный танец, музыкальные игры).
– Не старайтесь часто и много вводить в репертуар современные песни. Малыши их не понимают до конца. Они не могут петь столь сложные произведения. У них диапазон всего 4 нотки. Больше они не в состоянии исполнить, как бы мы не старались. Да и речь у ребенка не так развита, чтобы успевать под музыку проговаривать слова. Кроме этого, исполняя песню под фонограмму, ребенок не слышит себя. Самый лучший способ – это пение под живой аккомпанемент или акапельно.
Не стремитесь включать в репертуара музыку для танцев и плясок с глубоким смыслом. Вся радость раннего возраста в том, что именно сейчас они могут танцевать всем известные пляски «Ай-да», «Ну-ка зайка, попляши», «Большие ноги». И исполнять их можно на празднике любой тематики. Кроме того, малыши любят исполнять то, что они очень хорошо знают. А когда они подрастут, мы подберем другие более «взрослые» музыкальные композиции.
Подготовка к празднику.
Во время праздника от воспитателя зависит очень много. Ведь и песни поет в основном он и муз. руководитель, и танцы показывает он. Отсюда следует – воспитатель должен знать весь репертуар «от и до». Для этого он как и воспитанники осваивает песни, пляски, игры на музыкальных занятиях, не пренебрегает ими, не сидит, пока музыкальный руководитель поет и пляшет.
Воспитатель вместе с музыкальным руководителем обсуждает сценарий, распределяют слова детям. Никто лучше вас, воспитатели, не знает своих воспитанников.
Для того чтобы у детей не угас интерес к репертуару, не стоит забывать об игровой форме разучивания. Попробуйте заменить обычную физкультминутку на нужный вам танец или игру или пляску. И наоборот, если у ребят не получаются хлопки, фонарики, притопы – включите их в физкультминутку. Если идет занятие по развитию речи, то можно повторить какие то слова из песенок, потешек, которые встречаются в репертуаре. Расскажите стихотворение, которое дети учат на праздник, персонажу, пришедшему на занятие. Не стоит перегружать детей заучиванием репертуара, в игровой форме они освоят все гораздо быстрее.
Репетиция (для взрослых) : все участники должны четко знать ход праздника. Кроме этого, необходимо распределить ответственных за атрибуты: кто, что должен приготовить, куда положить, где взять, когда помочь раздать погремушки, платочки, музыкальные инструменты, собрать листочки, цветочки и т. д. Нужно обсудить ход аттракционов и игр, если необходимо, то самим в них поиграть, для того, чтобы на празднике все это не отнимало много сил, времени, а главное, внимания детей, оно у них еще очень не устойчивое.
Праздник. Воспитатель и музыкальный руководитель всеми силами создают празднично-торжественную обстановку, не смотря на плохое самочувствие, настроение, они улыбаются, делают комплименты детям. От заданного настроения зависит 80 процентов успеха!
Кроме этого, воспитатель, помощник воспитателя, все время должны быть «на чеку». Они знают все слабые стороны и готовы в любой момент оказать нужную помощь. Когда малыши могут отвлечься, напугаться, заплакать, побежать и т. д. Во время праздника воспитатель готов прийти на помощь всем и взрослым-героям и малышам, которые могут попасть в трудную ситуацию: забыли слова, что-то потеряли, на что-то отвлеклись. И делать они это обязаны с достоинством в торжественной обстановке. Если стихотворение подсказать, значит громко. Если герою помочь, значит в импровизированной форме.
Порой малыши во время праздника нас ставят в сложные ситуации. Они предлагают какие-то свои действия, например, рассказать любимое стихотворение герою, или поиграть в любимую игру. И вот тут воспитатель становится артистом. Конечно, если это возможно, то почему бы не пойти навстречу ребенку, ведь это их праздник. Ну, а если нет, то воспитатель должен ответить так, чтобы не обидеть малыша. Например, предложить исполнить номер для героя в группе, после праздника.
Если на всех этапах подготовки к развлечению, празднику воспитатель и музыкальный руководитель будут работать «рука об руку», проявляя внимания к детям, видеть проблемы и пути их решения, тогда и культурно-досуговое мероприятие доставит удовольствие и радость всем: и родителям, и детям и нам – педагогам.