Гнездина Наталья
Консультация для воспитателей «Организация предметной деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметная деятельность является первой самостоятельной деятельностью ребенка, которая знакомит его с предметами материального мира, помогает понять их функциональное значение. Предметная деятельность считается полностью освоенной только тогда, когда ребенок начинает использовать предметы общественно-выработанным способом. Полноценное развитие предметной деятельности зависит от ряда условий: сохранность органов чувств и интеллекта, физическое и психическое здоровье, благополучная социальная среда и возможность взаимодействия с социумом. Все эти факторы так или иначе влияют на познавательную активность ребенка, его деятельность. Характер деятельности и общения с социумом влияют на формирование личности ребенка в целом.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация предметной деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Развитие предметных действий необходимо рассматривать в совокупности с психическим развитием. Получение информации из окружающего мира во многом зависит от ощущений и восприятия ребенка. С помощью органов чувств ребенок познает окружающие предметы и явления, что в дальнейшем способствует возникновению самостоятельных психических процессов как память, мышление, воображение. Восприятие является основой умственной деятельности, регулятором различных практических манипуляций. Действуя с предметами, ребенок познает не только их значение, способ действия, но и физические свойства, качества.
Особое значение имеет созревание анализаторов с помощью которых производится разъединение, объединение различного рода воспринимаемых раздражителей. Однако эти условия создают лишь предпосылки для развития, но не определяют ни его характера, ни его уровня. Ориентировочно-исследовательские действия ребенка еще не совершенны, в результате чего возникающие образы окружающих предметов являются поверхностными и неточными. Развитие и совершенствование действий с предметами продолжается на протяжении всего дошкольного возраста ребенка, особую роль в этом процессе играет организованное обучение и воспитание, путем передачи знаний и умений, накопленных предшествующими поколениями. Так, в раннем возрасте особое значение имеет овладение предметными действиями.
Расстройство аутистического спектра затрагивает все сферы психики ребенка. Из-за нарушений аффективной сферы дети с РАС не могут овладеть действиями с предметами в полной мере, оставаясь на уровне примитивных стереотипных манипуляций. Игрушки чаще всего используется не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Наблюдаются трудности совместной организации внимания и соответственно совместной деятельности, трудно преодолеваются тенденции полевого поведения. Формирование предметно-практических действий у детей с РАС является важной задачей специального коррекционно-развивающего обучения. Специфические манипуляции предметами должны стать не способом ухода от взаимодействия с социумом, а превратиться в целостную предметную деятельность с осмысленным осознанием окружающего предметного мира, а также предметного взаимодействия с близким взрослым.
Коррекционная работа по формированию предметных действий у детей с РАС включается в систему коррекционно-развивающего обучения. Обучение детей с РАС осуществляется поэтапно, путем формирования у них основных способов усвоения общественного опыта. В процессе поэтапного освоения манипулятивных и предметных действий взрослый стимулирует активность ребенка, при этом не опережая его инициативу, все действия выполняются совместно, затем ребенок начинает выполнять их с большей самостоятельностью. Стоит учитывать, что ребенка с РАС привлекают сенсорные свойства предмета, а не его прямое назначение, это является основой для сенсорных и дидактических игр, игровых заданий. Важно предоставлять ребенку возможность постепенно ориентироваться на результат собственных действий. Обучение детей с РАС предметной деятельности осуществляется по следующим направлениям: формирование у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым, формирование у ребенка ориентировки на оценку взрослого, развитие у ребенка функциональных возможностей кистей и пальцев рук, формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами, формирование соотносящих действий, формирование орудийных действий.
Все перечисленные направления коррекционно-развивающей работы включаются в обучение постепенно. На первых этапах важно замотивировать ребенка к совместной деятельности и научить ориентироваться на оценку взрослого. Далее постепенно в процесс овладения предметными действиями включаются следующие направления, направленные на развитие поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами, где особое внимание уделяется формированию соотносящих и орудийных действий.
Основными задачами этапа формирования у ребенка с РАС интереса к сотрудничеству со взрослым, является создание ощущения психологического комфорта в процессе взаимодействия со взрослым, устранение негативных переживаний ребенка, установление положительного эмоционального фона. Это достигается через вызывание эмоциональных и двигательных реакций у ребенка, подхватывание взрослым манипулятивных действий ребенка с предметами, демонстрирование яркого интересного игрового материала и т. д. Для привлечения внимания детей с РАС эффективны выразительные жесты, песенки, короткие стихи, потешки. Таким образом создаются условия для формирования привязанности, непосредственного эмоционального контакта со взрослым, что способствует переходу от аутостимуляции к возможности получения ребенком тонизирующих впечатлений во взаимодействии со взрослым.
Задачами этапа формирования ориентировки на оценку своих действий взрослым является обучение детей с РАС действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого. Такая оценка может выражаться в виде мимики, жестов, речевых высказываний. Если целью первого этапа было налаживание взаимодействия между взрослым и ребенком с РАС, то на данном этапе взрослый начинает побуждать ребенка выполнять действия определенным образом, по образцу взрослого. Взрослый приучает ребенка завершать каждое действие с предметом взглядом, жестом, словом, искать оценки правильности выполненного действия. Также на этом этапе ребенок учится просить помощи у взрослого. В результате работы по этому направлению ребенок с РАС учится выполнять действия разной сложности совместно со взрослым, по показу, по речевой инструкции, ждет оценки со стороны взрослого, обращается за помощью.
Этап формирования функциональных возможностей кистей и пальцев рук также является очень важным в обучении предметным действия детей с РАС. На этом этапе формируют перцептивные действия, направленные на обследование окружающих предметов и на адекватное отражение действительности, учат ребенка правильно захватывать и удерживать предметы в руке. Для этого используют следующие приемы: массаж кистей и пальцев рук, совместные движения ладонью и пальцами рук с целью обследования предметов, захват и удержание предметов совместно со взрослым. В результате работы по данному направлению ребенок с РАС начинает действовать с предметом двумя руками одновременно, захватывает и манипулирует предметами, с противопоставлением большого пальца, удерживает мелкие предметы.
На этапе формирования поисковых ориентировочно-исследовательских действий ребенка с РАС начинают обучать функциональному значению предметов, активизируют познавательную активность, побуждая исследовать предметы – рассматривать, ощупывать, сравнивать, сопоставлять. Самостоятельное выполнение простых функциональных действий с предметами, перенос действия с одного предмета на другой, использование предметов-заместителей являются очень важными достижениями этого этапа.
На этапе формирования соотносящих действий ребенка с РАС обучают соотносить части предмета в соответствии со свойствами и качествами по показу взрослого и самостоятельно. Основные приемы работы: действие одним предметом на другой, разъединение целого предмета на части, соотнесение частей предметов по их свойствам и качествам. Достижениями этого этапа является выполнение действий ребенком с РАС с учетом их свойств и качеств, а также умение соотносить предметы согласованными движениями рук.
Завершающий этап формирования орудийных действий решает следующие задачи: закрепление ранее усвоенных предметных действий, формирование у детей с РАС способов использования простейших орудий, применяемых в быту. На данном этапе ребенка с РАС обучают действию с предметами-орудиями, которые встречаются в повседневной жизни, прежде всего это предметы личной гигиены и посуды. В результате работы по данному направлению ребенок с РАС овладевает орудийными действиями, целенаправленно действует с предметами, согласовывает действия обеих рук. Обучение предметно-практическим действиям должно проводиться преимущественно в игровой форме, такая форма занятий является наиболее эффективным методом коррекционно-развивающей помощи. Предметно-игровая деятельность позволяет детям с РАС усваивать социальный опыт посредством овладения способами действий с предметами и игровым материалом.
К основным принципам организации занятий по развитию предметной деятельности у детей с РАС относятся: осторожность и постепенность, четкость и определенность требований, создание благополучной эмоциональной обстановки, поддержание интересных для ребенка тем, соблюдение личных границ ребенка, дозированное использование словесных инструкций. На начальном этапе обучения необходимо определить сформированный этап овладения предметными действиями у ребенка с РАС, т. к. каждый ребенок индивидуален. Коррекционно-развивающая работа должна выстраиваться исходя из индивидуальных потребностей ребенка.
Необходимо учитывать фрагментарность, конкретность, стереотипность восприятия мира ребенка с РАС, следовательно, на этой основе важно сформировать «каркас» игрового сюжета, который можно обогащать, различными сюжетами. В дальнейшем, происходит постепенное расширение последовательной цепочки событий в игре. Построение простого игрового сюжета формирует у ребенка понимание логических, временных и причинно-следственных связей собственной жизни. Через положительные эмоции, интерес, которыми взрослый наполняет совместную с ребенком предметную деятельность, возможно достижение такого понимания. Большинство детей с РАС также имеют особенности развития сенсорной сферы. Они могут не переносить громких звуков, ярких цветов или света, сильными раздражителями могут стать прикосновения окружающих, все это необходимо учитывать при построении коррекционно-развивающей работы, выборе места занятий и подборе игрового и дидактического материала.
На первых этапах обучения предметным действиям ребенка с РАС продолжительность занятия составляет 15-20 минут, постепенно увеличивая время до 30-40 минут. Важно структурировать пространство помещения для занятий, чередовать простые действия со сложными, давать ребенку время для отдыха и работы, отделять друг от друга отдельные задания внутри одного занятия. Каждое занятие должно завершаться положительным настроем ребенка.
Таким образом, в ходе специального коррекционно-развивающего обучения детей с РАС предметным действиям можно добиться не только формирования предметно-практических действий, но и активизировать познавательную активность ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира. Также в ходе специального обучения предметным действиям у детей с РАС формируется готовность к взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками, что играет важную в процессе социализации.
Список используемой литературы:
1. Браткова М. В. Ранний возраст: Пути коррекционной помощи по формированию предметных действий (монография). М. : Парадигма, 2015. – 153 с.
2. Лайшева О. А. Ранний детский аутизм. Пути реабилитации: учебно-методическое пособие для студентов / О. А. Лайшева, В. Е. Житловский, А. В. Корочкин, М. В. Лобачева. – М. : Спорт, 2017. – 108 с.
3. Симонова Т. Н. К вопросу о формировании предметно-игровой деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития / Т. Н. Симонова, Л. В. Кобзарь // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем. – 2020. – С. 106-108
4. Щеглова М. И. Использование специальных методов и приемов в процессе обучения детей с РАС. Организация пространства в ДОУ / М. И. Щеглова, М. А. Заиченко // Молодой ученый. – 2021. – № 11.1 (353.1). – С. 96-99.