МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Организация предметной деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра»

Гнездина Наталья
Консультация для воспитателей «Организация предметной деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра»
▼ Скачать + Заказать документы

Предметная деятельность является первой самостоятельной деятельностью ребенка, которая знакомит его с предметами материального мира, помогает понять их функциональное значение. Предметная деятельность считается полностью освоенной только тогда, когда ребенок начинает использовать предметы общественно-выработанным способом. Полноценное развитие предметной деятельности зависит от ряда условий: сохранность органов чувств и интеллекта, физическое и психическое здоровье, благополучная социальная среда и возможность взаимодействия с социумом. Все эти факторы так или иначе влияют на познавательную активность ребенка, его деятельность. Характер деятельности и общения с социумом влияют на формирование личности ребенка в целом.

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация предметной деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра“» размещена в разделах

Развитие предметных действий необходимо рассматривать в совокупности с психическим развитием. Получение информации из окружающего мира во многом зависит от ощущений и восприятия ребенка. С помощью органов чувств ребенок познает окружающие предметы и явления, что в дальнейшем способствует возникновению самостоятельных психических процессов как память, мышление, воображение. Восприятие является основой умственной деятельности, регулятором различных практических манипуляций. Действуя с предметами, ребенок познает не только их значение, способ действия, но и физические свойства, качества.

Особое значение имеет созревание анализаторов с помощью которых производится разъединение, объединение различного рода воспринимаемых раздражителей. Однако эти условия создают лишь предпосылки для развития, но не определяют ни его характера, ни его уровня. Ориентировочно-исследовательские действия ребенка еще не совершенны, в результате чего возникающие образы окружающих предметов являются поверхностными и неточными. Развитие и совершенствование действий с предметами продолжается на протяжении всего дошкольного возраста ребенка, особую роль в этом процессе играет организованное обучение и воспитание, путем передачи знаний и умений, накопленных предшествующими поколениями. Так, в раннем возрасте особое значение имеет овладение предметными действиями.

Расстройство аутистического спектра затрагивает все сферы психики ребенка. Из-за нарушений аффективной сферы дети с РАС не могут овладеть действиями с предметами в полной мере, оставаясь на уровне примитивных стереотипных манипуляций. Игрушки чаще всего используется не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Наблюдаются трудности совместной организации внимания и соответственно совместной деятельности, трудно преодолеваются тенденции полевого поведения. Формирование предметно-практических действий у детей с РАС является важной задачей специального коррекционно-развивающего обучения. Специфические манипуляции предметами должны стать не способом ухода от взаимодействия с социумом, а превратиться в целостную предметную деятельность с осмысленным осознанием окружающего предметного мира, а также предметного взаимодействия с близким взрослым.

Коррекционная работа по формированию предметных действий у детей с РАС включается в систему коррекционно-развивающего обучения. Обучение детей с РАС осуществляется поэтапно, путем формирования у них основных способов усвоения общественного опыта. В процессе поэтапного освоения манипулятивных и предметных действий взрослый стимулирует активность ребенка, при этом не опережая его инициативу, все действия выполняются совместно, затем ребенок начинает выполнять их с большей самостоятельностью. Стоит учитывать, что ребенка с РАС привлекают сенсорные свойства предмета, а не его прямое назначение, это является основой для сенсорных и дидактических игр, игровых заданий. Важно предоставлять ребенку возможность постепенно ориентироваться на результат собственных действий. Обучение детей с РАС предметной деятельности осуществляется по следующим направлениям: формирование у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым, формирование у ребенка ориентировки на оценку взрослого, развитие у ребенка функциональных возможностей кистей и пальцев рук, формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами, формирование соотносящих действий, формирование орудийных действий.

Все перечисленные направления коррекционно-развивающей работы включаются в обучение постепенно. На первых этапах важно замотивировать ребенка к совместной деятельности и научить ориентироваться на оценку взрослого. Далее постепенно в процесс овладения предметными действиями включаются следующие направления, направленные на развитие поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами, где особое внимание уделяется формированию соотносящих и орудийных действий.

Основными задачами этапа формирования у ребенка с РАС интереса к сотрудничеству со взрослым, является создание ощущения психологического комфорта в процессе взаимодействия со взрослым, устранение негативных переживаний ребенка, установление положительного эмоционального фона. Это достигается через вызывание эмоциональных и двигательных реакций у ребенка, подхватывание взрослым манипулятивных действий ребенка с предметами, демонстрирование яркого интересного игрового материала и т. д. Для привлечения внимания детей с РАС эффективны выразительные жесты, песенки, короткие стихи, потешки. Таким образом создаются условия для формирования привязанности, непосредственного эмоционального контакта со взрослым, что способствует переходу от аутостимуляции к возможности получения ребенком тонизирующих впечатлений во взаимодействии со взрослым.

Задачами этапа формирования ориентировки на оценку своих действий взрослым является обучение детей с РАС действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого. Такая оценка может выражаться в виде мимики, жестов, речевых высказываний. Если целью первого этапа было налаживание взаимодействия между взрослым и ребенком с РАС, то на данном этапе взрослый начинает побуждать ребенка выполнять действия определенным образом, по образцу взрослого. Взрослый приучает ребенка завершать каждое действие с предметом взглядом, жестом, словом, искать оценки правильности выполненного действия. Также на этом этапе ребенок учится просить помощи у взрослого. В результате работы по этому направлению ребенок с РАС учится выполнять действия разной сложности совместно со взрослым, по показу, по речевой инструкции, ждет оценки со стороны взрослого, обращается за помощью.

Этап формирования функциональных возможностей кистей и пальцев рук также является очень важным в обучении предметным действия детей с РАС. На этом этапе формируют перцептивные действия, направленные на обследование окружающих предметов и на адекватное отражение действительности, учат ребенка правильно захватывать и удерживать предметы в руке. Для этого используют следующие приемы: массаж кистей и пальцев рук, совместные движения ладонью и пальцами рук с целью обследования предметов, захват и удержание предметов совместно со взрослым. В результате работы по данному направлению ребенок с РАС начинает действовать с предметом двумя руками одновременно, захватывает и манипулирует предметами, с противопоставлением большого пальца, удерживает мелкие предметы.

На этапе формирования поисковых ориентировочно-исследовательских действий ребенка с РАС начинают обучать функциональному значению предметов, активизируют познавательную активность, побуждая исследовать предметы – рассматривать, ощупывать, сравнивать, сопоставлять. Самостоятельное выполнение простых функциональных действий с предметами, перенос действия с одного предмета на другой, использование предметов-заместителей являются очень важными достижениями этого этапа.

На этапе формирования соотносящих действий ребенка с РАС обучают соотносить части предмета в соответствии со свойствами и качествами по показу взрослого и самостоятельно. Основные приемы работы: действие одним предметом на другой, разъединение целого предмета на части, соотнесение частей предметов по их свойствам и качествам. Достижениями этого этапа является выполнение действий ребенком с РАС с учетом их свойств и качеств, а также умение соотносить предметы согласованными движениями рук.

Завершающий этап формирования орудийных действий решает следующие задачи: закрепление ранее усвоенных предметных действий, формирование у детей с РАС способов использования простейших орудий, применяемых в быту. На данном этапе ребенка с РАС обучают действию с предметами-орудиями, которые встречаются в повседневной жизни, прежде всего это предметы личной гигиены и посуды. В результате работы по данному направлению ребенок с РАС овладевает орудийными действиями, целенаправленно действует с предметами, согласовывает действия обеих рук. Обучение предметно-практическим действиям должно проводиться преимущественно в игровой форме, такая форма занятий является наиболее эффективным методом коррекционно-развивающей помощи. Предметно-игровая деятельность позволяет детям с РАС усваивать социальный опыт посредством овладения способами действий с предметами и игровым материалом.

К основным принципам организации занятий по развитию предметной деятельности у детей с РАС относятся: осторожность и постепенность, четкость и определенность требований, создание благополучной эмоциональной обстановки, поддержание интересных для ребенка тем, соблюдение личных границ ребенка, дозированное использование словесных инструкций. На начальном этапе обучения необходимо определить сформированный этап овладения предметными действиями у ребенка с РАС, т. к. каждый ребенок индивидуален. Коррекционно-развивающая работа должна выстраиваться исходя из индивидуальных потребностей ребенка.

Необходимо учитывать фрагментарность, конкретность, стереотипность восприятия мира ребенка с РАС, следовательно, на этой основе важно сформировать «каркас» игрового сюжета, который можно обогащать, различными сюжетами. В дальнейшем, происходит постепенное расширение последовательной цепочки событий в игре. Построение простого игрового сюжета формирует у ребенка понимание логических, временных и причинно-следственных связей собственной жизни. Через положительные эмоции, интерес, которыми взрослый наполняет совместную с ребенком предметную деятельность, возможно достижение такого понимания. Большинство детей с РАС также имеют особенности развития сенсорной сферы. Они могут не переносить громких звуков, ярких цветов или света, сильными раздражителями могут стать прикосновения окружающих, все это необходимо учитывать при построении коррекционно-развивающей работы, выборе места занятий и подборе игрового и дидактического материала.

На первых этапах обучения предметным действиям ребенка с РАС продолжительность занятия составляет 15-20 минут, постепенно увеличивая время до 30-40 минут. Важно структурировать пространство помещения для занятий, чередовать простые действия со сложными, давать ребенку время для отдыха и работы, отделять друг от друга отдельные задания внутри одного занятия. Каждое занятие должно завершаться положительным настроем ребенка.

Таким образом, в ходе специального коррекционно-развивающего обучения детей с РАС предметным действиям можно добиться не только формирования предметно-практических действий, но и активизировать познавательную активность ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира. Также в ходе специального обучения предметным действиям у детей с РАС формируется готовность к взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками, что играет важную в процессе социализации.

Список используемой литературы:

1. Браткова М. В. Ранний возраст: Пути коррекционной помощи по формированию предметных действий (монография). М. : Парадигма, 2015. – 153 с.

2. Лайшева О. А. Ранний детский аутизм. Пути реабилитации: учебно-методическое пособие для студентов / О. А. Лайшева, В. Е. Житловский, А. В. Корочкин, М. В. Лобачева. – М. : Спорт, 2017. – 108 с.

3. Симонова Т. Н. К вопросу о формировании предметно-игровой деятельности у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития / Т. Н. Симонова, Л. В. Кобзарь // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем. – 2020. – С. 106-108

4. Щеглова М. И. Использование специальных методов и приемов в процессе обучения детей с РАС. Организация пространства в ДОУ / М. И. Щеглова, М. А. Заиченко // Молодой ученый. – 2021. – № 11.1 (353.1). – С. 96-99.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Консультация для воспитателей «Организация беседы с родителями» Организация беседы. Особенности проведения бесед. Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления.

Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами»Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Консультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги»Консультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги» В наш век весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей длительности человека. Общеизвестно.

Многофункциональная ширма как эффективная организация предметной развивающей средыМногофункциональная ширма как эффективная организация предметной развивающей среды Воспитатель: Мамулян М. С. Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи 4. Описание дидактического пособия 5. Дидактическая ценность:.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация предметной деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра»
Опубликовано: 22 ноября 2022 в 17:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Организация предметной деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра»» (включая файлы) размещена пользователем Гнездина Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД