Айнура Раджабова
Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды по ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 58 «Белочка»
Подготовила воспитатель :
Раджабова А. С.
г. о. Мытищи 2020
«Организация предметно-пространственной среды»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Как известно, все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Именно поэтому в садах организовывают предметно-пространственную среду, чтобы дети могли реализовать себя в наиболее полной мере.
Развитие ребенка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Как известно, все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития всего детского коллектива, и при этом предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество каждому из воспитанников этого коллектива.
Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и дающей возможность наиболее полно реализовать себя детям.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать :
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Организуя предметную среду в групповых помещениях, воспитателем должно учитываться все, что способствует становлению базовых характеристик личности воспитанников : показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональная сфера.
Организация предметно - пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.
Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы ее построения, рекомендованные ФГОС :
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);
- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ);
- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.
При создании предметно-развивающей среды следует придерживаться следующих требований:
1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
- Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности;
- В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть : содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Образовательной программы ДОУ. Образовательное пространство должно быть оснащено расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает :
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
- наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает :
- наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает :
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей - инвалидов, всех помещений учреждения, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОУ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В предметно-развивающей среде создаются центры детской деятельности, которые способствуют полноценному общению детей, удовлетворяется потребность каждого ребенка в движении, в желании поиграть, порисовать, полепить, узнать что-то новое. Работа в центрах детской деятельности проходит через познавательно-исследовательскую деятельность, в ходе совместной интегрированной деятельности, используются вопросы проблемно-поискового характера, эксперименты, сравнения. Вся работа в центрах тщательно продумывается: карточки-задания, схемы, модели, игры и т. д. Все это помогает детям организовать самостоятельную деятельность, подобрать материал, необходимый для этой работы. В ходе разнообразных видов деятельности используются интересные игровые наглядные и словесные приемы обучения.
Разновидность центров детской деятельности:
- центр развития речи (материалы и дид. игры по развитию речи);
- центр математики (материалы способствующие формированию элементарных математических представлений);
- центр искусств (материалы для творчества);
- центр конструирования (материал для конструирования);
- центр театра (материала для театрализованной деятельности);
- центр науки и природы (материалы для экспериментирования);
- центр сюжетно-ролевой игры (атрибуты для игры);
- центр "Развивай-ка" (развивающие и дидактические игры);
- центр литературы (книги, альбомы и журналы);
- центр безопасности (дидактические карточки по ОБЖ и материалы по данной тематики).
Центров детской деятельности может быть и больше и названия могут быть изменены. Таким образом, изменения произошли не только в образовании, но и в предметно-развивающей среде. Детям становится интереснее заниматься образовательной деятельностью, они сами выбирают чем им заняться, потому что предметно-пространственная среда построена так, что учтены все потребности детей и работа в таких центрах построена так, что она охватывает все образовательные области.
Организация развивающей предметно-пространственной среды должна быть направлена на решение основной цели: создание психологического благополучия детей. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс