Ирина Русакова
Консультация для воспитателей «Виды подвижных игр»
Виды подвижных игр
Подвижные игры по своему содержанию и организации чрезвычайно многообразны. В практике детского сада широко используются игры сюжетные, бессюжетные, народные детские игры, игры-забавы, игры в разных природных условиях.
Среди всего многообразия подвижных игр для детей следует особо выделить сюжетные подвижные игры, в процессе которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Сюжетные игры широко используются в разных условиях и с разными целями. Основной из их особенностей является возможность воздействия на детей через образы и правила, которые они выполняют. Перевоплощаясь в персонажей игры и увлекаясь ролями в сюжетных играх, дети ведут себя очень непосредственно.
Публикация «Консультация для воспитателей „Виды подвижных игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Основой для развертывания сюжета и установления правил игры служат имеющиеся у детей представления и знания об окружающей жизни: о профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, об образе жизни и повадках животных и птиц.
Сюжет игры и правила обуславливают характер движений и взаимоотношения играющих. в одном случае дети подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным. В некоторых сюжетных играх ("У медведя во бору", "Гуси лебеди", " Зайцы и волк" и др.) действия определяются с текстом. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть разными (от 5 до 25). Действия детей в них тесно взаимо связаны. Обычно основная группа изображает, например птичек, зайчиков, а один ребенок становиться исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает всех участников игры двигаться быстрее, энергичнее.
При проведении сюжетных подвижных игр с детьми можно использовать шапочки, элементы костюмов, сами костюмы, подчеркивающие особенности персонажей : кота, медведя, волка, петуха и др. Для остальных детей, принимающих участие в игре в качестве мышек, птичек, цыплят, шапочки не обязательны. Но если игра проводиться на праздничном утреннике или вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное праздничное настроение.
Бессюжетные игры
Бессюжетные игры типа «ловишек», перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают; все остальные компоненты теже: наличие правил, ответственны ролей, взаимосвязанных игровых действий всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и прятаньем.
Следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей, чем сюжетные, самостоятельности, быстроты и ловкости движений, лучшей ориентировки в пространстве.
В бессюжетных играх " Кегли", " Кольцеброс ", "Школа мяча" дети выполняют сложные движения : метание, бросание-ловлю. Дети дошкольного возраста такими движениями хорошо владеют. Такие движения используют в игровых упражнениях " Попади в ворота", "Подбрось повыше" и др. Упражняясь в этих действиях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячи, шары, кольца) и др. У них развивается глазомер, координация движений,ловкость.
Не смотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с детьми не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствие. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнять те или иные задания, сам играет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.
Игровые упражнения и подвижные игры взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения они не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания; их суть заключается в выполнении конкретных действий («Попади в корзину», «Быстрей по местам» и др.).
Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре и прежде всего в индивидуальной работе по развитию движений. Чаще всего они проводятся с небольшими группами или определенными детьми.
В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Они часто проводятся во время досугов, на физкультурных праздниках.
Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают сюрпризный элемент: пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнять движение с завязанными глазами. Такие задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели, основная масса детей является зрителями. Игры-забавы-веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющая им радость, но в то же время они требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Народные детские игры уходят своими корнями в многовековую историю общества, национальные традиции этноса, древние обычаи и обряды народов. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активность мышления, способствуют расширению представлений об окружающем мире, развивают память и воображения. Правила народных игр требуют от играющих ловкости, силы, сноровки, умения сдерживать себя, быть находчивыми, смелыми, честными.
В народных играх детям особенно интересны зачины, смешные считалки, жеребьевки, речевые «дразнилки» (диалоги). В них много шуток, юмора, соревновательного задора. Поэтому они дают заряд бодрости, повышают настроение, приносят радость. Во время игр используются забавы, которые часто превращаются в театрализованное действие, привлекающее к себе всех детей.
В играх с использованием спортивного инвентаря двигательные задания основаны на имеющихся у детей навыках. По мере овладения навыками, например, катание на санках уже с младшего дошкольного возраста можно организовать такие игры, как «Оленьи упряжки», «Гонки санок». Детям постарше интересны игры на лыжах («Кто самый быстрый», «Чем дальше, тем лучше»).
Игры со спортивным инвентарем, как правило, организуются в естественных природных условиях в разные сезоны года.