ромашкина ирина
Консультация для воспитателей «Организация дисциплины в группе детского сада с помощью психологических приемов»
▼ Скачать +Заказ
Основа современного дошкольного образования — личностно ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в группе невозможно. А если порядок будет нарушен, то ни о каком развитии детей не может быть и речи. Решение проблемы — формирование дисциплины.
Что такое дисциплина?
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация дисциплины в группе детского сада с помощью психологических приемов“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.
Наличие дисциплины в группе детского сада способствует :
• профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
• формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
• развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.
Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.
С какого возраста следует прививать дисциплину?
Специалисты считают, что прививать дисциплину необходимо уже с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте взрослыми должен осуществляться постоянный внешний контроль. Средства такого контроля для детей разного возраста будут разными: для младших дошкольников они должны основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации, организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста — включать обсуждение их поведения с объяснением его положительных и отрицательных сторон.
Использование игр — оптимальный вариант для создания дисциплины в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил — необходимо только подобрать подходящие игры.
В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому что это их потребность, желание. Существующие правила становятся важной, неотъемлемой частью сознания и существования.
Что необходимо для формирования дисциплины?
Для создания и поддержания дисциплины важно наличие правил жизни группы детского сада, в создании которых должны принимать участие и сами дети. Правила могут отражать аспекты поведения:
• организационные (по лестнице идем друг за другом);
• коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);
• коммуникативно-организационные (если я тут играю, не убирайте).
Правила не могут быть унифицированными, общими для всех — они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. При их формулировании и введении необходимо соблюдать определенные требования.
Требования к правилам группы
Четкость — правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка.
Без «не» — в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы, доказано — мозг ее не воспринимает.
Эффективность — правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются.
Количество — одновременно в группе действует не более 3–5 правил.
Согласованность — правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми.
Тон обращения — требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.
Альтернатива — к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.
Повторяемость — введенные правила необходимо периодически повторять.
Наглядность — для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.
Что делать, чтобы правила не нарушались детьми и не забывались спустя время?
В первую очередь необходимо акцентировать внимание на тех детях, которые следуют им, и как можно чаще хвалить их, а тем, кто провинился, делать замечания спокойным тоном, не оценивая личность — только поведение. При нарушении важно обсуждать с детьми, к чему это привело (к ссоре или травме).
Чтобы дети не забывали о правилах, необходимо напоминать о них заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся.
Для формирования и поддержания дисциплины стоит продумать, как будет оцениваться поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный — правило нарушается всегда, желтый — изредка, зеленый — не нарушается.
Зачастую дети ведут себя плохо не потому, что хотят навредить взрослым или сверстникам, а лишь потому, что не совсем понимают, как их поведение влияет на других людей.
Кроме введения правил необходимо обращать внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и придерживаться следующих рекомендаций:
• систематически обсуждать последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагать игры на развитие эмоциональной сферы;
• моделировать совместную деятельность детей, используя игры на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать;
• акцентировать внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников;
• обсуждать в группе межличностные конфликты, предлагать найти альтернативный выход, анализируя его последствия.
Виды игр для формирования дисциплины
Рассмотрим примеры игр, которые позволят детям освоить правила, сплотят их и научат взаимодействовать, будут способствовать развитию эмоциональной сферы.
Игры на освоение правил:
«Голосование». Педагог: Дети, вам необходимо всем вместе решить, какую сказку мы будем слушать (предметом голосования может быть что угодно) — «Красную Шапочку» или «Царевну-лягушку». Я буду читать ту из них, за которую свой голос отдаст большинство.
Далее проводится голосование. Голоса, отданные за каждую сказку, педагог отмечает черточками на доске. Затем он предлагает детям определить, где черточек больше.
По завершении игры необходимо провести ее анализ, используя вопросы:
Голосовал ли ты за победившую сказку? Что ты ощущаешь? Что ты ощущал, когда увидел, что твое желание не получило большинства голосов? В каких еще ситуациях мы можем проводить голосование? Голосуете ли вы иногда у себя дома?
Нередко бывает, что дети одновременно выкрикивают ответ на вопрос. Предлагаемая игра формирует умение останавливаться и делать паузу, прежде чем что-либо сказать. В ходе игры дети учатся сосредоточению. Более медлительные дошкольники получают больше времени для размышлений.
«Большие пальцы вверх, шепчем все вместе». Педагог: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: раз, два, три… На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ. (Вопросы могут быть самыми разными.)
Игры на развитие эмоциональной сферы
«Передай по кругу». Дети встают в круг, передают мяч, который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.
«Кто я?». Педагог вызывает по одному ребенку, говорит тихо, какое животное ему надо изобразить (как вариант, ребенок придумывает сам) : медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие — у животного определенное настроение: веселое, грустное и т. д.