Анна Федорова
Консультация для воспитателей «Оптимизация двигательной активности — залог гармоничного развития»
▼ Скачать +Заказ
«Оптимизация двигательной активности – залог гармоничного развития».
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Публикация «Консультация для воспитателей „Оптимизация двигательной активности — залог гармоничного развития“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современное общество предъявляет высокие требования к работе детских садов, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из важнейших задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников.
Формами реализации двигательной потребности являются: утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика после сна, подвижные игры, прогулки
Движение – не только врождённая потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребёнком мира, умения ориентироваться в нём, а также средство всестороннего развития. В процессе движения дети испытывают неподдельную радость.
Младшие дошкольники 3-4 лет имеют небольшой двигательный опыт. Их стремление характеризуется стремлением к самостоятельности действий с различными предметами и физкультурным оборудованием, например обручем, мячом, кубиком и т. д. на четвёртом году жизни дети начинают упражняться в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле предметов, ползании и лазании. Они уже способны выполнять несложные двигательные задания : восхождение на горку и сбегание с неё, проползание под разными предметами, в бросании мяча и бег за ним.
Двигательная активность детей от 4 до 5 лет во многом обусловлена достаточным запасом умений и навыков, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением действовать небольшими группами. В этом возрасте интересно выполнять более сложные движения, требующие скорости, ловкости и точности действий.
У детей владеющих всеми видами основных движений, возникает потребность в двигательных импровизациях под музыку.
Развитие двигательной активности детей от 5 до 7 лет является оптимальное развитие их двигательных способностей. Именно в этом возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются двигательные умения и навыки, физические и волевые качества, наблюдательность.
Под руководством педагогов ежедневно должны проводиться утренняя гимнастика, игры на свежем воздухе и гимнастика после сна. Еженедельно должны проводиться два музыкальных занятия,3 физкультурных занятия, спортивный досуг или музыкальное развлечение. Поскольку организованная двигательная деятельность как бы «разорвана» и нагрузки просчитаны, дети не утомляются, а напротив, бодры и жизнерадостны.
При таком количестве физкультурных мероприятий должно обеспечиваться максимальное их разнообразие, иначе детям станет не интересно. Но какие бы варианты не были использованы, обязательная их составляющая – оздоровительный бег.
Методика проведения утренней гимнастики.
Комплекс утренней гимнастики составляется на основе имеющегося у детей двигательного опыта. На каждый месяц составляют 2 комплекса.
Части утренней гимнастики:
• Разминка, подготовка детей к длительному бегу в медленном темпе;
•Бег в медленном темпе;
•Расслабление;
• Комплекс общеразвивающих упражнений;
•Расслабление.
Данная схема не является обязательной и может варьироваться воспитателем с позиции целесообразности самочувствия и настроения детей, правильной дозировки нагрузок.
Методика проведения гимнастики после сна.
Основная цель гимнастики после сна – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушения осанки.
1. Правильная дозировка нагрузки: не забывать отдохнуть после очередного движения и придать комплексу соответствующую эмоциональную окраску.
2. Малыши выполняют разминочные упражнения в постели, а старшие выполняют простой самомассаж,
Методика проведения физкультурных занятий.
Условно занятие делиться на 3 основные части:
1. Вводная часть настраивает на выполнение заданий, активизирует внимание, создаёт положительный настрой. Включает в себя упражнения в ходьбе, беге. Дети также выполняют различные виды прыжков, бросание и ловлю предметов, упражнение на равновесии, построение и перестроение.
2. Основная часть предусматривает решение задач дифференцированного обучения детей основным видам движения. С целью рационального планирования на весь год необходимо распределить виды движений по степени интенсивности: высокий, средний, низкий.
Здесь все виды движений проводятся в игровой форме.
3. Заключительная часть обеспечивает постепенный переход от достаточно высокой двигательной активности к спокойному состоянию организма.
Методика проведения подвижных игр.
Подвижные игры– наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.
Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея, правила и двигательные действия.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта.
Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.
Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.
Сбор детей. При проведении подвижной игры, сбор должен проходить быстро и интересно.
Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.
Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки; при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену.
Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила.
По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной.
Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.