Камал Калибаева
Консультация для воспитателей «Обучение детей творческому рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей творческому рассказыванию.
Составил:
Калибаева К. А.
воспитатель
МАДОУ «Сказка»
Творческое рассказывание– это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры.
Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение детей творческому рассказыванию“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ, самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями.
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Термин «творческие рассказы»- условное название рассказов, которые дети придумывают сами.
Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача- точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Словесное творчество детей выражается в различных формах:
- в сочинении рассказов, сказок, описаний;
- в сочинении стихотворений, загадок, небылиц;
- в словотворчестве (создании новых слов - новообразований).
Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются :
1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
2. Обогащение и активизация словаря;
3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;
4. Правильное понимание детьми придумывать (т. е. создавать нечто новое, рассказывать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал»).
Методика обучения детей творческому рассказыванию
Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет формирование словесного творчества и роли педагога. Н. А. Ветлугина в формировании детского художественного творчества выделила три этапа :
На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.
Второй этап - собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.
На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.
Варианты творческого рассказывания :
1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;
2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания);
3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.
В методике развития речи не существует стргой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом ( два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).
По рекомендации Коротковой Э. П. дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение, и приключения героев, самостоятельно придумывать концовку рассказа.
Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.