Евгения Литаврина
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка»
Для начала дадим определение термину «Сотрудничество – это “общение на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать».
Публикация «Консультация для воспитателей „Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Многие родители на сегодня заняты обеспечением материального благополучия семьи, совсем мало времени остается на общение с детьми.
Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Поэтому нужно находить нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятого формы работы с родителями.
Нетрадиционные формы является необходимым условием для
• привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей с целью полноценного и своевременного развития ребёнка;
• целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами;
• формирования активной позиции воспитательной роли семьи.
Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно–информационные.
К познавательным формам работы можно отнести:
«Семинар – практикум» не только знакомит родителей, с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. На семинарах-практикумах могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
«Родительский клуб» – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.
«Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в конце года, где обсуждается участие родителей в различных мероприятиях.
«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.
«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.
«Ток – шоу» подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.
«Мастер – класс» на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог.
Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.
«Почта доверия» - это почтовый ящик, куда родители могут положить записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы можно обсудить на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично.
Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам : повседневная жизнь группы – различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.
С большим интересом родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации.
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим можно путем проведения дней открытых дверей.
Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм можно отнести календарные праздники. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Также одной из результативных форм являются выставки совместного творчества.
Изучая различные формы работы с родителями, я пришла к выводу, что наиболее эффективной является мастер-класс.
Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
Основные задачи мастер-класса:
1. Включить родителей в деятельность по иной проблеме
2. Формировать стремление родителей к совместной деятельности с детьми.