Оксана Михеева
Консультация для воспитателей: «Народное творчество как средство воспитания любви к родному городу»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация : «Народное творчество как средство воспитания любви к родному городу»
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Консультация для воспитателей: „Народное творчество как средство воспитания любви к родному городу“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несёт в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребёнку.
Народное творчество - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключённая в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Педагог широко использует в работе с малышами малые фольклорные формы. Они уместно читаются во время прогулки, умывания, сна, игр.
В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества и прежде всего со сказками. Педагог объясняет детям, почему сказка называется народной.
Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам и языку требует, чтобы её рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создаёт определённое настроение.
Большую радость вызывают у них рассматривание русских народных игрушек и игры с ними. Педагог помогает детям рассмотреть и описать ярких матрёшек, разноцветные башенки, грибочки, и т. д.
В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные русскому народному творчеству. Это могут быть беседы о русской вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью, дымковских игрушек. Дети с большим вниманием слушают рассказы о народных умельцах. С удовольствием рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные особенности узоров декоративного искусства.
Дети продолжают знакомиться с устным народным творчеством : сказками, песнями, загадками. Эту работу целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке, в парке во время отдыха на лужайке, и он рассказывает им сказки, загадывает загадки, вместе с детьми поёт народные песни.
Совместно с музыкальным руководителем можно подготовить интересную беседу о русской песне. Кокошники, лапти, коромысла и другие атрибуты, в подготовке которых принимают участие взрослые вместе с детьми, дополняют впечатление игры - драматизации.
В старшей группе дети знакомятся с пословицами и поговорками. Воспитатель рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие. Объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто хвалится, тот с горы свалится» и т. д.
С произведениями фольклора дети подготовительной группы знакомятся в основном вне занятий.
Так же как и в старшей группе, особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками, объясняется их смысл, содержание, возможные варианты использования. Это могут быть пословицы, касающиеся времён года, явлений природы, нравственных критериев поведения человека, любви к родному краю : «Родина любимая - мать родная», «На чужой стороне и весна не красна», «Для родины своей ни сил ни жизни не жалей», «Дружно за мир стоять, войне не бывать», «Тот герой - кто за Родину горой», «Своя земля и в горести мила» и т. д.
На занятиях по изобразительной деятельности детей знакомят с игрушками и предметами народно - декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке.
Очень интересно проходит занятия, на котором сотрудник Дома творчества рассказывает ребятам о чудесах палехских мастеров.
В саду организован уголок творчества, где дети в свободное время могут рассмотреть народные игрушки и предметы декоративно - прикладного искусства.
Могут так же быть использованы иллюстрации, слайды, фотографии, альбомы.
В работе по ознакомлению с народным искусством педагог использует краеведческий материал. Важно чтобы дети посетили краеведческий музей, где знакомятся с творчеством и историческим наследием людей края, где живут.
В городе живёт бабушка - сказательница, дети знакомятся с её сказками в библиотеке ЦДК, где сотрудник библиотеки дарит её книгу на память детям.
Знакомить детей с народным творчеством можно и на вечерах досуга, сладких вечерах. Дошкольники выступают с драматизацией народных сказок, пляшут, играют в народные игры, водят хороводы, поют русские народные песни, готовят русские народные наряды : сарафаны, кокошники с помощью родителей.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интерес к нашей Родине, к её великому народу.