Людмила Новожилова
Опыт работы на тему: Значение дидактических игр в развитии математических представлений.
▼ Скачать + Заказать документы
План работы:
1. Актуальность выбранной темы.
2. Методика обучения детей посредством дидактических игр.
3.Организация развивающей среды.
4. Взаимодействие с родителями.
5. Заключение.
1. Актуальность выбранной темы.
«Спланированное нарастание сложности
предъявляемых ребенку задач способствует
лучшему умственному развитию и подготавливает
ребенка к понятийному мышлению».
Универсальное и национальное в дошкольном
детстве (Материал межведомственного семинара)
Публикация «Опыт работы на тему: Значение дидактических игр в развитии математических представлений,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей до школьного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основ-ной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Раннее обучение и воспитание - это сложный, многоаспектный процесс. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Фребель, М. Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, АВ. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саку-лина и др. справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо как для успешного обучения ребенка в детском саду, так и в школе. 2-3 года - возраст начала накопления ребенком первых ма-тематических представлений. Пока этот опыт выражен в умениях раскладывать и прикладывать, вставлять и накладывать, изображать и т. д. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Хотя опыт работы с детьми раннего возраста у меня не
большой, вопрос о раннем развитии детей волнует меня давно. В
частности меня интересует влияние дидактических (геометрических) игр на математическое развитие ребёнка. Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духов-ному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Толь-ко оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педа-гогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
2. Методика обучения детей посредством дидактических игр.
Я работаю с детьми в возрасте от двух до четырёх лет. Сенсорное развитие детей данного возраста всегда было и остаётся определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии этих детей и вызывают большой интерес у них. Поэтому я стала организовывать не-большие по длительности игры и упражнения с готовыми плоскостными формами, надеясь на то, что у воспитанников быстрее будут формироваться сенсорные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, повысится произвольность и координированность движений руки, осознан-ность действий. Сначала я "привязывала" плоскостные шарики к ниточкам по заданным условиям: по цвету, размеру. На-пример, детям предлагалось подобрать красный шарик к красной нитке, синий к синей; привязать большие шарики к ниткам такого же цвета; привязать маленькие шарики так, чтобы цвет шарика и нитки был одинаковым и т. д. При этом обращалось внимание на то, чтобы шарики были плотно "привязаны" к ниточкам.
Позже проводились игры, где кроме сравнивания плоскостных изображений по цвету, присоединения их друг к другу, детям предлагались задания на осознанность и произвольность действий, например, выкладывать круглые формы в од-ном направлении, в порядке уменьшения их по величине или располагать фигурки одна напротив другой: "Все котята должны сесть носом к своей миске". Далее я побуждала детей к самостоятельному нахождению способов выкладывания ле-сенки, башенки, пирамидки из прямоугольных форм, разных по цвету и величине; выкладыванию персонажей сказки в по-рядке следования текста, плотно приставляя их друг к другу. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д., проводила игру
типа ЛОТО. Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которую я демонстрировала. Затем, предлагала назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми, я поняла, что дети, вновь пришедшие в детский сад плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними я занималась в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные
Я наблюдала за детьми и пришла к выводу, что организованная деятельность с готовыми формами полезна для детей, но каким образом можно организовать обучение, я пока затруднялась. Тем не менее, я не останавливала свои поиски и наблюдения за детьми своей группы. Я изучала все новинки литературы по раннему воз-расту в поисках материала, который сочетался бы с моими взгляда-ми и практическим опытом на обучение и развитие детей раннего
возраста. Ответы на свои вопросы я нашла в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений «Методические подходы к организации и проведению занятий по математике» автора А. В. Калинченко, методическом пособии «Математика в детском саду» В. П. Новикова и «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Е. Н. Панова. Я внимательно изучила содержание, методику проведения различных по форме занятий и решила, что предлагаемый материал могу использовать в своей работе, т. к. он отвечает моим запросам и соответствует возможностям детей раннего возраста.
Чтобы определить уровень сенсорного и умственного развития ребёнка, его способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету, составлять целое, уровень ручной умелости, готовности к обучению, я провела обследование детей своей группы. С этой целью были использованы дидактические игры "Помоги яблоку найти его окошко", "Помоги яблоку найти его половинку", "Привяжи шарик к ниточке", "Построим пирамидки и расселим зверей" с небольшим количеством детей от двух до четырёх лет. Результаты исследования должны были помочь увидеть различия в индивидуальных возможностях каждого ребёнка и условно разделить детей на подгруппы, чтобы обеспечить вариативность и дифференцированность учебного процесса.
Работу по формированию математических представлений я осуществляла как на занятиях, так и в повседневной жизни, т. к. обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, в частности заключается:
- в организованной детской деятельности
- в совместной деятельности взрослого с детьми, главная из которых игра.
- в самостоятельной детской деятельности.
Организованная детская деятельность включает в себя:
- игры-занятия математического развития детей;
- математическое развитие детей на других занятиях (рисовании, конструирование, лепки и пр.);
- режимные процессы.
Игры-занятия математического развития провожу с детьми по подгруппам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития.
Подбор заданий осуществляю дифференцировано Детям с опережающим развитием даю задания с усложнением программного содержания, со средним- согласно своего развития, с низким- менее сложное задание. С такими детьми в нерегламентированные отрезки времени занимаюсь индивидуально.
При проведении занятий большое внимание уделяю созданию такой проблемной ситуации, при которой у каждого ребёнка создаётся ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в целевых игровых действиях. Непосредственное «включение» детей в игровую ситуацию осуществляю последовательно. Сначала рассказываю детям историю, поочередно обращаясь к ребенку и к игрушке, а затем привлекаю детей к участию в игровой ситуации, например, как зайчишки расшалились, разобрали спичечные коробки и перепутали. Теперь плачут, не знают, что им делать и как собрать все так, как было. Конечно, добрый малыш не откажется помочь зайчишкам-шалунишкам. Ему нужно найти одинаковые фигурки не только по форме, но и по цвету и соеди-нить коробочки с крышками. Эта игра одновременно научит ребенка находить одинаковые предметы, поможет закрепить названия геометрических фигур, цвета и, конечно, потренирует мелкую моторику.
Направляя малышей на поиск решения проблемы, я помогала приобрести новый опыт, активизировала самостоятельность. Направляя развитие сюжета, представляла право действия ребёнку независимо от его умений и только потом вносила предложения по совершенствованию практических действий малыша от имени игрового персонажа. Так, делая мостик для Медвежонка, кто-то из детей не смог соотнести ширину ручейка с длиной мостика, говорю: «Мостик оказался в воде, а Медвежонок очень боится холод-ной воды. Придется ему перенести мостик в другое место. Сейчас Медвежонок такое место найдет, ведь ему очень хочется к Кате в гости». Этим я побуждаю ребёнка вести поиск в другом направлении.
Для поддержания и расширения интереса малыша к познанию стала включать в игры-занятия развивающие ситуации и упражнения, учитывая доступность их детям, развивающий и воспитывающий характер, занимательность, последовательность в усложнении учебного материала. Например: развивающая ситуация «Что больше, что меньше?»; На первом занятии - дети осваивают умения различать и выбирать предметы по размеру, используя в речи
слова «больше», «меньше», «такой же большой (маленький)». Они строят дома: большой для Михаила Ивановича, маленький – для Мишутки. На втором занятии - проигрывается та же развивающая ситуация, только с усложнением, например, упражнения с логическими блоками Дьенеша:
- отобрать маленькие круги, затем большие;
- отобрать красные круги, затем желтые;
- выбрать маленький красный, затем маленький желтый и т. д.
Ребёнок называет цвет предмета, размер, форму. В повседневной жизни дети строят башни, дома из строительного мате-риала.
Учитывая особенности детей данного возраста игры-занятия провожу таким образом:
1 неделя – развивающая ситуация;
2 неделя – игровая ситуация
3 неделя – развивающая ситуация;
4 неделя – игровая ситуация
Один раз в два месяца – итоговое занятие.
3. Организация развивающей среды.
В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР», «СЛОЖИ КВАДРАТ», «КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО», «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ», «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ».
Мною был выполнен большой объём работы по изготовлению дидактического материала. В основном это плоскостные геометрические фигуры разного цвета, формы, величины (для игр «Геометрическая мозаика», мозаика «Овал», мозаика «Кружок»); предметные, сюжетные фигурки, состоящие из нескольких частей и предающие внешние особенности реальных предметов.
Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому, планируя работу на день, я включала в утренний и вечерний отрезки времени, на прогулке, в игровую деятельность дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические и подвижные игры с математическим содержанием, элементы занимательной математики (логические задачи, загадки, считалки, стихи, головоломки, лабиринты и др., математические задачи.
Знания о геометрических фигурах, полученные на занятиях по математике, закрепляю на занятиях по ручному труду в частности на аппликации. Дети играют в игры, такие как «Геометрическая мозаика», мозаика «Кружок», мозаика «Овал», «Сделай узор», «Воздушные шары», «Найди свой домик», а затем выполняют задания на бумаге с помощью ножниц, клея и кисти. Такая работа развивает наглядное мышление, воображение, фантазию и активизирует творческие способности. На занятиях дети учатся сосредотачиваться, контролировать собственные действия, ориентироваться на листе бумаги, закрепляют знания цвета, получают положи-тельные эмоции.
Особое внимание я обратила на использование нестандартных дидактических средств: логических блоков Дьенеша, развивающих игр Воскобовича; основная цель, которых: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Нетрадиционный подход позволил раскрыть новые возможности этих средств, которые привлекли внимание детей своими качественными признаками: цветом, формой, размером. Использование этих пособий идёт от простого к сложному, например после знакомства с блоками Дьенеша учу детей подбирать одинаковые предметы по форме, но разные по размеру (большой, маленький); затем подбирали одинаковые и разные по форме, размеру (большой, поменьше, маленький) через игры «Давайте познакомимся», «Угадай цвет», «Найди такой же», «Дружат»- не дружат». В играх на группирование дети разбивали множества по какому – либо од-ному признаку (по размеру, цвету, форме) на несколько групп: «Найди свой домик», «Найди свою дорожку», «Где живут блоки».
Занятия, которые я проводила, преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводилась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятельность, которую им предлагал воспитатель. Часть занятий, особенно на более поздних этапах, преследовала цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению первого опыта совместных действий, а также побу-ждению к активному общению с другими детьми и взрослы-ми. Занятия проводятся как фронтально с небольшими под-группами, в которые включены дети с примерно одинаковым уровнем развития, так и индивидуально. Форма организации занятий может быть разной в зависимости обучающих задач, настроения детей, уровня сформированности умений и навыков, уровня индивидуальных возможностей.
Как показывает практика, индивидуальные занятия дают наивысший обучающий и развивающий эффект. Но вместе с тем не обеспечивают детей опытом совместных действий, когда от каждого из участников занятия требуется определённое поведение: выдержка, терпение, способность помолчать, по-слушать других, именно то, что обеспечивает фронтальное занятие.
4. Взаимодействие с семьей.
Опираясь на высказывание В. А. Сухомлинского о том, что педагогика должна стать наукой для всех – и для педагогов, и для родителей, взаимодействие с семьей строится по двум направлениям; педагогическое просвещение родителей и включение родите-лей в деятельность группы.
Повышение педагогической грамотности родителей осуществляется через консультации, индивидуальную работу с родителями по данной проблеме, родительские собрания, папки-передвижки «Роль развивающих игр в умственном развитии ребенка», «Давай-те поиграем» и др. Вовлечение родителей в деятельность группы проводим через участие родителей в обогащении развивающей среды группы, приобретение рабочих тетрадей, новых развивающих игр. Заинтересовавшись нашей работой, родители стали нашими добрыми и надёжными помощниками. (см. приложение)
5. Заключение.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Проведённая педагогическая диагностика освоенности детьми способов практических и игровых действий за первое полугодие учебного года, по-казало следующие результаты: 46% детей с высоким уровнем развития, 41% со средним и 13% с низким уровнем развития. Таким образом, мы видим, что вся проведенная работа помогает удовлетворить потребности детей в познании, творчестве, поиске диффе-ренцированного содержания воспитания детей в зависимости от их возможностей и уровня развития.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка, а значит и на развитие математических представлений. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.