Алла Ткаченко
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр на занятиях и вне занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда мне было поручено подготовить консультацию по теме "Использование дидактических игр на занятиях и вне занятий", я решила сделать презентацию.
В время собрания я предложила коллегам поиграть в дидактическую игру, что существенно расслабило коллектив и настроило на позитив.
Презентация во вложении.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование дидактических игр на занятиях и вне занятий“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.
Структура дидактической игры :
- дидактическая задача (цель, состоящая из игровой и обучающей;
- содержание игры
- игровые правила;
- игровые действия;
- окончание игры, подведение итогов.
Цели дидактической игры :
1) познавательная — это то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать;
2) воспитательная — это те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.
Классификации дидактических игр :
- По содержанию: математические; сенсорные; речевые; музыкальные; природоведческие;для ознакомления с окружающим миром; по изобразительной деятельности
- По дидактическому материалу : словесные; настольно-печатные; с предметами и игрушками; с картинками; компьютерные дидактические игры
- По числу участников: коллективные; групповые; индивидуальные
Игры по формированию математических представлений
Это игры направленные на развитие у ребят логического мышления. Дети учатся: сравнивать и группировать предметы, по внешним признакам, по их назначению;
производить анализ, синтез, решать поставленные задачи
Дидактические игры по в развитии речи детей
Это разнообразные словесные игры. В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками.
Дидактические игры в эстетическом воспитание детей
Это игры, обучающая задача которых направлена на знакомство детей с произведениями искусства, театра. Так же оформление дидактической игры прививает ребенку чувство прекрасного, формирует эстетический вкус.
Дидактические игры в нравственном воспитании дошкольников.
В процессе игры воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Основные виды дидактических игр :
1. Словесные игры
2. Настольно-печатные игры
3. Игры с предметами
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Словесные игры можно объединить в 4 основные группы:
1. Игры, которые помогают формировать умение выделять главные признаки явлений и предметов: «Отгадай-ка», «Да – Нет», «Магазин»…
2. Игры, которые развивают у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать нелепицы, делать логические выводы: «Похожий – не похожий», «Бывает – не бывает»…
3. Игры, которые учат обобщению и классификации предметов по различным признакам: «Назови одним словом», «Кому что нужно?»…
4. Игры на развитие сообразительности, внимания, выдержки, быстроту мышления, чувства юмора: «Глухой телефон», «Краски», «Садовник» и так далее.
Настольно-печатные игры
Разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании :
- Подбор картинок по парам.
- Подбор картинок по общему признаку.
- Запоминание состава, количества и расположения картинок.
- Составление разрезных картинок и кубиков.
- Описание, рассказ о картине с показом действий, движений.
Дидактические игры с предметами
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Эти игры что очень важны для развития отвлеченного, логического мышления.
Для детей младшей группы используют предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. С возрастом используют предметы, в которых разница между ними становится менее заметной
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Правила, которые воспитатель должен учитывать в работе с дидактическими играми :
1. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры.
2. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр.
3. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку.
4. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности.
5. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты
6. Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).
7. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.