Ольга Дрокова
Консультация для воспитателей «Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки исправлялись воспитателям корректно.
Манера исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: "У всех куклов сними туфли, неси туфлев". Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов ("всех куклов" или "всех кукол" ,"без туфлев" или "без туфель"). А затем спрашивает: "Как лучше сказать? ".И только потом просит повторить правильную фразу.
Публикация «Консультация для воспитателей „Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: "Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!" или "Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно ".
Исправление ошибок на занятиях заключается в следующем, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправит его ошибки невозможно, да и не нужно. И в-третьих, занятия. В отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должны проходить при
максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь.
Поэтому ошибки на занятиях должны фиксироваться моментально ("Неверно", "Неправильно", "Не так сказал"). К исправлению грамматических неточностей привлекаются и сами дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую неточность тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребенок неправильно произнес звук Р, воспитатель может предложить ему: "Повтори за мной, выделяя звук Р, слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать".
Может случиться так : одному из ребят хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слове (милиционер, водопроводчик) не произнесет и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребенку сказать ответ на ухо воспитателю, а затем похвалить за старание.
Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.
Процесс нормализации речи и снижение количества фонетических и
лексико-грамматических ошибок возможны только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.