Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Развитие глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Светлана Юсупова
Консультация для воспитателей «Развитие глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения детей с общим недоразвитием речи (Е. М. Мастюкова, Л. Т. Журба, Г. В. Чиркина, Е. Н. Правдина, Г. А. Каше и др.). Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты звукопроизношения и фонемообразования.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушения речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря.

В глагольном словаре дошкольников с ОНР и дизартрией преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Значительно труднее усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения. Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР и дизартрией является неточность употребления слов. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения. Наряду со смешением слов наблюдаются замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными: играть – кукла, или наоборот, замена существительных глаголом : лекарство – болеть. Случаи смысловых замен отмечаются у детей с ОНР и дизартрией в школьном возрасте. Дети используют словосочетания в процессе поиска слова: кровать – чтобы спать. Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные – с другой.

Самые большие трудности вызывает у детей группировка глаголов. Это свидетельствует о несформированности структуры значения глаголов.

Можно выделить комплекс трудностей, которые приводят к неправильному выполнению заданий:

1. трудности выделения существенных дифференциальных признаков;

2. недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;

3. недостаточная активность процесса поиска слова;

4. несформированность семантических полей;

5. ограниченность объёма словаря.

Преобладающим способом объяснения значения глагола является включение его в контекст. Дети с ОНР и дизартрией очень редко используют другие стратегии. Они редко используют другие формы глагола.

Таким образом, можно сделать вывод об особенностях формирования глагольной лексики у детей с ОНР и дизартрией, которые связаны с ограниченностью словарного запаса, расхождением объёма активного и пассивного словаря, неточным употреблением слов, несформированностью семантических полей, трудностями актуализации словаря. В связи с чем необходима систематическая коррекционная работа по формированию глагольной лексики у детей данной категории.

Литература:

1. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург. 2003

Подготовила: учитель-логопед Юсупова С. Н.

Публикации по теме:

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Влияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольниковВлияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольников Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. В раннем детстве - мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 21:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Юсупова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД