Светлана Юсупова
Консультация для воспитателей «Развитие глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения детей с общим недоразвитием речи (Е. М. Мастюкова, Л. Т. Журба, Г. В. Чиркина, Е. Н. Правдина, Г. А. Каше и др.). Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты звукопроизношения и фонемообразования.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушения речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.
Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря.
В глагольном словаре дошкольников с ОНР и дизартрией преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Значительно труднее усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения. Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова.
Характерной особенностью словаря детей с ОНР и дизартрией является неточность употребления слов. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения. Наряду со смешением слов наблюдаются замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными: играть – кукла, или наоборот, замена существительных глаголом : лекарство – болеть. Случаи смысловых замен отмечаются у детей с ОНР и дизартрией в школьном возрасте. Дети используют словосочетания в процессе поиска слова: кровать – чтобы спать. Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные – с другой.
Самые большие трудности вызывает у детей группировка глаголов. Это свидетельствует о несформированности структуры значения глаголов.
Можно выделить комплекс трудностей, которые приводят к неправильному выполнению заданий:
1. трудности выделения существенных дифференциальных признаков;
2. недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;
3. недостаточная активность процесса поиска слова;
4. несформированность семантических полей;
5. ограниченность объёма словаря.
Преобладающим способом объяснения значения глагола является включение его в контекст. Дети с ОНР и дизартрией очень редко используют другие стратегии. Они редко используют другие формы глагола.
Таким образом, можно сделать вывод об особенностях формирования глагольной лексики у детей с ОНР и дизартрией, которые связаны с ограниченностью словарного запаса, расхождением объёма активного и пассивного словаря, неточным употреблением слов, несформированностью семантических полей, трудностями актуализации словаря. В связи с чем необходима систематическая коррекционная работа по формированию глагольной лексики у детей данной категории.
Литература:
1. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург. 2003
Подготовила: учитель-логопед Юсупова С. Н.