Алла Костырко
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников детский сад № : «Василёк»
в ДОУ»
Подготовила: воспитатель
Костырко А. И.
2023 г.
Публикация «Консультация для воспитателей „Проектная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Содержание образовательной программы «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства. Реализации этому также активно способствует педагогическое проектирование.
Проект – любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом (американский педагог - Ульям Килпатрик).
Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Это полный, завершенный цикл продуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка, так и группы, или организации.
Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.
Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.
Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью : рисуют, мастерят, сочиняют.
Условия, необходимые
для успешной реализации проектной деятельности :
• Учёт интересов ребёнка.
• Деятельность без принуждения.
• Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
• Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
• Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
• Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
• Совместное с педагогом достижение цели.
Классификация проектов, используемых в практике МДОУ:
• По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный, парный, групповой и фронтальный)
• По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);
• По целевой установке (развитие оздоровительной системы в МБДОУ, развитие коммуникативных навыков и. т. п.)
• По тематике.
Основные виды проектов, используемых в практике МДОУ:
• межгрупповые;
• групповые;
• индивидуальные;
• комплексные.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
1 этап – организационно-подготовительный:
• подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
• изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
• пополнение предметно-развивающей среды.
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
2 этап – рефлексивно-диагностический (можно отнести к подготовительному) :
• анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей;
• формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
Здесь происходит совместное движение взрослых и детей к результату, планирование совместной деятельности.
3 этап – практический:
• коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
• определение содержания;
• реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,
• обобщение и распространение опыта работы.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4 этап – заключительный:
• анализ достижения целей и полученных результатов;
• определение дальнейших направлений реализации, рассматриваемой в проекте проблемы в МБДОУ.
Здесь педагог организует выставку проектов. Предлагаются различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.
План работы воспитателя по подготовке проекта :
1. Определить цель проекта.
2. Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
3. Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.).
4. Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).
5. Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
6. Предложить домашние задания родителям и детям.
7. Реализовать проект.
8. Представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка, презентация, смешные истории, зарисовки и др.)
9. Проанализировать результат. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).
Типы проектов :
1. исследовательские.
2. творческие.
3. ролевые, игровые.
4. информационно - практико-ориентированные.
• исследовательские.
Цель - организация исследования детей по определенной проблеме, сбор информации об объекте, явлении, образе.
Особенности:
• четкая структура;
• обозначенность целей;
• наличие гипотезы;
• актуальность и социальная значимость содержания для всех участников;
• комплекс методов получения и обработки информации.
Эффективный способ разработки этих проектов – модель «трех вопросов» :
• Что мы знаем? Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении по теме проекта (можно записать ответы детей);
• Что мы хотим узнать? Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задач проекта (так же можно записать) Когда дети выскажутся, воспитатель уточняет способы сбора информации – Как нам найти ответы на вопросы?
• Что мы узнали? Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети.
• творческие.
Цель: развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, детского праздника);
Особенности данных проектов :
• Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников, подчиняясь конечному результату;
• Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, праздник, концерт, панно и т. д.);
• Четко продуманную структуру имеет только оформление результата (программа концерта, сценарий постановки или фильма и т. д.);
• В этих проектах может доминировать определенный вид творчества (изобразительное, музыкальное, художественно-речевое, театральное, а все остальные виды деятельности его обогащают, или все виды творческой деятельности равноправны.
• ролевые, игровые.
Цель: имитация социальных или деловых отношений в различных ситуациях (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Особенности:
• Структура только намечается;
• Участники берут на себя определенные роли: литературных персонажей, выдуманных героев в придуманных ситуациях;
• Проекты строятся по принципу развивающейся интриги: дети строят догадки, предположения, прогнозируют результат;
• Высокая степень творчества;
• Ведущий вид деятельности – ролево-игровая.
Варианты начала игрового проекта :
• Исчезновение объекта: пропал Дед мороз, папка с нотами, песня и т. д. Организуется поиск пропавшего объекта (отправляемся в космическое или морское путешествие). В процессе поиска педагог продумывает разнообразные проблемно-игровые ситуации, предлагая детям «игровые позиции» (пришло письмо, выловили из моря бутылку, оказались на острове и пр.).
• Появление нового объекта (героя) : пришел пират, вирус, новая мелодия, нота, сундук с … Организуется выяснение причин появления и анализ объекта, поиск вариантов использования или преобразования (что нам делать с этой мелодией, нотой, сундуком; как его использовать) Дети в проекте обязательно действуют в соответствии с определенной ролью (моряк, композитор, зайчик, повар)
• Обыгрывание какого-либо события в жизни детей (праздник, памятная дата, наступление нового сезона). Дети изображают литературных или выдуманных персонажей в проблемных ситуациях, предлагаемых педагогом. Например, в День космонавтики, дети устраивают космическое путешествие, весной можно устроить день птиц, когда дети изображают персонажей, связанных с жизнью птиц…
• информационно - практико-ориентированные.
Цель: сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Особенности:
• Четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы результат деятельности участников;
• Продуманная структура и организация работы на отдельных этапах «Украшение елки», «Оформление зала (группы)», «Создание экспозиции музея».
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет усвоить материал программы с высокой прочностью, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.
Поддерживая детскую инициативу, проектная деятельность помогает оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Это значит, что даже в отношении неприятных для маленького человека процессов, ребенок не просто имеет свое мнение, а мнение, которое создалось на основе комплексного изучения, затрагивающего все стороны процесса.
Используя в работе педагогическое проектирование, реализуется личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрение новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.