Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»

Алла Костырко
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников детский сад № : «Василёк»

Консультация для воспитателей

«Проектная деятельность

в ДОУ»

Подготовила: воспитатель

Костырко А. И.

2023 г.

Публикация «Консультация для воспитателей „Проектная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах

Содержание образовательной программы «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства. Реализации этому также активно способствует педагогическое проектирование.

Проект – любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом (американский педагог - Ульям Килпатрик).

Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Это полный, завершенный цикл продуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка, так и группы, или организации.

Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.

Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.

Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.

Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.

Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью : рисуют, мастерят, сочиняют.

Условия, необходимые

для успешной реализации проектной деятельности :

• Учёт интересов ребёнка.

Деятельность без принуждения.

• Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.

• Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.

• Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.

• Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.

• Совместное с педагогом достижение цели.

Классификация проектов, используемых в практике МДОУ:

• По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный, парный, групповой и фронтальный)

• По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);

• По целевой установке (развитие оздоровительной системы в МБДОУ, развитие коммуникативных навыков и. т. п.)

• По тематике.

Основные виды проектов, используемых в практике МДОУ:

• межгрупповые;

• групповые;

• индивидуальные;

• комплексные.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

1 этап – организационно-подготовительный:

• подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

• изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

• пополнение предметно-развивающей среды.

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

2 этап – рефлексивно-диагностический (можно отнести к подготовительному) :

• анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей;

• формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Здесь происходит совместное движение взрослых и детей к результату, планирование совместной деятельности.

3 этап – практический:

• коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

• определение содержания;

• реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,

• обобщение и распространение опыта работы.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

4 этап – заключительный:

• анализ достижения целей и полученных результатов;

• определение дальнейших направлений реализации, рассматриваемой в проекте проблемы в МБДОУ.

Здесь педагог организует выставку проектов. Предлагаются различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.

План работы воспитателя по подготовке проекта :

1. Определить цель проекта.

2. Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

3. Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.).

4. Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).

5. Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)

6. Предложить домашние задания родителям и детям.

7. Реализовать проект.

8. Представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка, презентация, смешные истории, зарисовки и др.)

9. Проанализировать результат. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).

Типы проектов :

1. исследовательские.

2. творческие.

3. ролевые, игровые.

4. информационно - практико-ориентированные.

• исследовательские.

Цель - организация исследования детей по определенной проблеме, сбор информации об объекте, явлении, образе.

Особенности:

• четкая структура;

• обозначенность целей;

• наличие гипотезы;

• актуальность и социальная значимость содержания для всех участников;

• комплекс методов получения и обработки информации.

Эффективный способ разработки этих проектов – модель «трех вопросов» :

• Что мы знаем? Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении по теме проекта (можно записать ответы детей);

• Что мы хотим узнать? Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задач проекта (так же можно записать) Когда дети выскажутся, воспитатель уточняет способы сбора информации – Как нам найти ответы на вопросы?

• Что мы узнали? Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети.

• творческие.

Цель: развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, детского праздника);

Особенности данных проектов :

• Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников, подчиняясь конечному результату;

• Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, праздник, концерт, панно и т. д.);

• Четко продуманную структуру имеет только оформление результата (программа концерта, сценарий постановки или фильма и т. д.);

• В этих проектах может доминировать определенный вид творчества (изобразительное, музыкальное, художественно-речевое, театральное, а все остальные виды деятельности его обогащают, или все виды творческой деятельности равноправны.

• ролевые, игровые.

Цель: имитация социальных или деловых отношений в различных ситуациях (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

Особенности:

• Структура только намечается;

Участники берут на себя определенные роли: литературных персонажей, выдуманных героев в придуманных ситуациях;

Проекты строятся по принципу развивающейся интриги: дети строят догадки, предположения, прогнозируют результат;

• Высокая степень творчества;

• Ведущий вид деятельности – ролево-игровая.

Варианты начала игрового проекта :

Исчезновение объекта: пропал Дед мороз, папка с нотами, песня и т. д. Организуется поиск пропавшего объекта (отправляемся в космическое или морское путешествие). В процессе поиска педагог продумывает разнообразные проблемно-игровые ситуации, предлагая детям «игровые позиции» (пришло письмо, выловили из моря бутылку, оказались на острове и пр.).

• Появление нового объекта (героя) : пришел пират, вирус, новая мелодия, нота, сундук с … Организуется выяснение причин появления и анализ объекта, поиск вариантов использования или преобразования (что нам делать с этой мелодией, нотой, сундуком; как его использовать) Дети в проекте обязательно действуют в соответствии с определенной ролью (моряк, композитор, зайчик, повар)

• Обыгрывание какого-либо события в жизни детей (праздник, памятная дата, наступление нового сезона). Дети изображают литературных или выдуманных персонажей в проблемных ситуациях, предлагаемых педагогом. Например, в День космонавтики, дети устраивают космическое путешествие, весной можно устроить день птиц, когда дети изображают персонажей, связанных с жизнью птиц…

• информационно - практико-ориентированные.

Цель: сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Особенности:

• Четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы результат деятельности участников;

• Продуманная структура и организация работы на отдельных этапах «Украшение елки», «Оформление зала (группы)», «Создание экспозиции музея».

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет усвоить материал программы с высокой прочностью, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.

Поддерживая детскую инициативу, проектная деятельность помогает оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Это значит, что даже в отношении неприятных для маленького человека процессов, ребенок не просто имеет свое мнение, а мнение, которое создалось на основе комплексного изучения, затрагивающего все стороны процесса.

Используя в работе педагогическое проектирование, реализуется личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрение новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста»Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста» Дошкольный возраст - это период формирования у ребенка интересов и отношения к окружающему. Очень важно, начиная с младшего возраста, показывать.

Проектная деятельность «Широкая Масленица»Проектная деятельность «Широкая Масленица» Проектная деятельность на тему: «Широкая масленица». Тип проекта: творческий, информационно-познавательный. Продолжительность проекта:.

Проектная деятельность «Неделя потешек»Проектная деятельность «Неделя потешек» Проектная деятельность «Неделя потешек» Продолжительность: краткосрочный: 2 недели – с 16.04.18 г. по 27.04.18 г. Тип проекта: ролево-игровой,.

Проектная деятельность «Снег-снежок»Проектная деятельность «Снег-снежок» Зима, зима в окно стучится. И много снега намела. И будто к нам на землю мчится Эта прекрасная пора. Накрыла белой шапкой землю. Укутала.

Проектная деятельность в ДОУ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА В ДОУ (памятка для педагогов) Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных.

Проектная деятельность воспитателей с детьми 5–7 лет «Эпоха Петра I. Великий флот — великой державы»Проектная деятельность воспитателей с детьми 5–7 лет «Эпоха Петра I. Великий флот — великой державы» Актуальность темы: Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Театрализованная деятельность в ДОУ. Консультация для воспитателейТеатрализованная деятельность в ДОУ. Консультация для воспитателей Театрализованная деятельность- это самый распространённый вид детского творчества и в детском саду она имеет свои особенности. На первых.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»
Опубликовано: 29 августа 2023 в 10:53
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Костырко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД