Ирина Петровна Бровикова
Консультация для воспитателей на тему: «Одаренный ребенок — какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ласточка» г. Аркадака Саратовской области.
Консультация для воспитателей на тему :
«Одарённый ребёнок, – какой он?»
Разработала воспитатель : Бровикова И. П.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему: „Одаренный ребенок — какой он?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
В. А. Сухомлинский: «Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.
Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. … Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И. И. Мечникова, Н. Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и этот список можно долго продолжать. Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением.
Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждений образования. Задача которых — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.
Портрет одаренного ребенка
Педагогам предлагается продолжить фразу: «Одаренный ребенок это…»
Какого ребёнка можно считать одарённым?
Вообще существует две крайние точки зрения:
1. «Каждый ребенок одарен по- своему»
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
- Каково ваше мнение по этому вопросу? (обсуждение)
В научной и психологической литературе говорится, что способности человека – это индивидуальные устойчивые склонности души к тому или иному виду деятельности. Благодаря искусству педагогов таланты детей могут быть замечены и раскрыты на радость людям.
Виды одаренности :
1. По широте проявлений:
• Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности).
• Специальная одаренность ( проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей: поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, и т. д.) .
2. По форме проявлений
• Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны) ;
• Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми.
3. По виду деятельности
• В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная) .
• В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.) .
• В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная) .
• В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить) .
• В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям) .
4. По особенностям возрастного развития
• Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета;
• Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке
Как выделить из группы детей одаренного ребенка?
Ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:
Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка
Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка
1 этап - групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик Отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.
2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей и анкетирования родителей ребенка. По оценке взрослых выделяются одаренные дети.
3 этап- организуется индивидуальное обследование одаренных детей.
Работа с «Картой выявления одаренных детей для воспитателей» и «Картой одаренного ребенка»
4 этап – определение содержания работы с одаренными детьми.
Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются:
• Заведующая МБДОУ.
• Воспитатели
• Педагог – психолог.
• Музыкальный руководитель.
• Родители
С выявленными одарёнными дошкольниками организуется кружковая и индивидуальная работа, составляется план сопровождения одаренных детей по различным направлениям.
С целью выявления детских способностей в детском саду используются формы работы, которые стимулируют проявление детской одаренности :
• Конкурсы- выставки детского творчества разной тематики;
• Выставки самостоятельных творческих работ детей;
• Музыкальные шоу («Звени песенка»», концерты) ;
• Спортивные соревнования по разным видам спорта;
• Поэтические и литературные гостиные,
• Викторины,
• Интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»)
• Турниры по шашкам и спортивным играм
Предлагаю более подробно, познакомится с признаками способностей (одарённости) детей по различным видам деятельности
• Дети с высокими творческими (художественными) способностям;
• Дети с литературными способностями;
• Дети с артистическими способностям;
• Дети, имеющие спортивный талант;
Музыкально одаренные дети;
• Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями;
• Дети, с выраженными техническими способностями;
• У ребенка способности к научной работе;
• У ребенка незаурядный интеллект.
«Одаренные дети» — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка педагогов и создание условий для развития способностей детей.
Основные направления деятельности педагогического коллектива по работе с одарёнными детьми рассмотрим на схеме «Создание благоприятных условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще чётко не проявившейся.
Работу в детском саду необходимо организовать по нескольким направлениям, которые позволили бы решить ряд задач:
• Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;
• Создание системы выявления, поддержки и психолого-методичес-го сопровождения одаренных детей
• Создание педагогически эффективные условий, обеспечивающих высокие достижения детей. Удовлетворить потребность детей в занятиях по интересам
• Организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников
Мероприятия по повышению компетентности родителей одарённых детей : консультации, мастер-классы, индивидуальные беседы - рекомендации о посещении определённого кружка в СОЦИУМе;
• Создание банка данных «Одаренных детей»
• Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми (по выявлению и поддержке)
Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуться. Общепризнано, что главным фактором развития одаренности в раннем возрасте является семья. Благоприятная атмосфера в семье, доверительные отношения с родителями и другими членами семьи влияют на становление у ребенка интереса.
Одаренные дети очень часто испытывают трудности или проблемы связанные с организацией собственной жизни, и в частности жизни в социуме в коллективе. Из-за своих особенностей в поведении их зачастую причисляют в детям трудным. Педагоги иногда просто боятся таких детей. Обладая большим запасом знаний и стремлением познавать что-то новое, они часто срывают занятия, не давая педагогу проводить работу с детьми. Задавая много вопросов, или постоянно дополняя и поправляя педагога. Также таким детям просто не интересно то, что дается другим, так как для них это слишком просто, и им сложно долго удерживать свое внимание на этом скучном занятии.
Одаренные дети очень часто отличаются замкнутостью, не умением построить свои отношения со сверстниками. В первую очередь это связано с тем, что круг их интересов вытесняют игровую деятельность. Этим детям вообще комфортнее находиться одним, предаваясь своему любимому делу, не требующему присутствие других детей.
При организации работы с одарё нными детьми главное помнить 3 правила:
• Помоги, но не навреди.
• Заинтересуй, но не настаивай.
• Учитывай индивидуальность.