Нина Васильевна Фадеева
Консультация для воспитателей «Книжный уголок в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Книжный уголок в детском саду»
Литература, с которой
впервые встречается ребенок
должна ввести его в мир
народной мысли, народного
чувства, народной жизни, в
область народного духа.
К. Д. Ушинский
Публикация «Консультация для воспитателей „Книжный уголок в детском саду“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Темочки
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.
Что такое уголок книги? Это особое, специальное выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, перечитать её.
Встреча в уголке книги со знакомым произведением, полюбившимися героями, углубляет проникновения в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.
Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге – одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель, и, которое наиболее успешно формируется в уголке книги.
Уголок книги должен быть во всех группах детского сада. Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и подробностям детей.
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений для уголка книги – удовлетворение этих многообразных интересов. Каждый из детей должен найти в уголке по своему желанию и вкусу.
Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг.
Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка.
Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.
Ребенка – дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое, таинство живого, и в уголке всегда должны находится 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях.
Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно в уголке книги должны, помещены 2-3 книги сказочных произведений.
Практический материал по работе в книжном уголке для старшей и подготовительной группы распределен по месяцам на год. В перспективном плане старалась учесть времена года, устное народное творчество, дни рождения детских писателей и поэтов.
На витрине уголка книги, какой – то период должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах.
Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также толстые книжки, которые воспитатель читает в группе в течении длительного периода времени.
Каким образом происходит замена книг? Как долго стоит каждая книжка на витрине уголка? Нужны ли тематические выставки книг? Ответить правильно на эти вопросы поможет сформулированный уже ранее принцип организации уголка книги – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точный срок пребывания в уголке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них интересные для себя вещи.
Например, подолгу любят они рассматривать книги художника и писателя В. Сутеева, сказку К. Чуковского «Доктор Айболит», зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным и многие другие издания. Такого рода книги могут и должны находиться в уголке, доставляя детям радость ежегодного общения.
К иным интерес утрачивается довольно быстро и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгус полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться и разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери.» Н. Чарушина) и альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе и разные времена года, книгах того или иного писателя.
Воспитатели старших групп нередко устраивают в книжном уголке тематические выставки, цель таких выставок – углубить литературные интересы детей.
Постоянное индивидуальное общение дошкольников в период жизни в детском саду с литературным и изобразительным искусствами. Которые неразрывны в детском книге, постоянно формирует эстетические чувства и сознание детей и подлинного, талантливого читателя.