МААМ-картинки

Консультация для воспитателей по формированию временных представлений для младшего дошкольного возраста

Людмила Тарасова
Консультация для воспитателей по формированию временных представлений для младшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей младшего дошкольного возраста по формированию временных представлений.

Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является всеобщей формой существования материи. Из этого следует, что временные характеристики явлений — их продолжительность, частота, ритм и т. п. — универсальны по своей применимости для описания любых по природе процессов. Всякий процесс может быть охарактеризован своей временной структурой, имеет своеобразную временную «канву». Время объективно выступает как особая характеристика протекания реальных процессов по ритму, темпу, по последовательности и длительности. То, что мы называем восприятием времени, и есть не что иное, как отражение в сознании человека объективного времени. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Публикация «Консультация для воспитателей по формированию временных представлений для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Формирования временных представлений у младших дошкольников. В математическом развитии младших дошкольников большое значение имеют понимание и правильное использование ими слов, указывающих на время действия : было, есть, будет. Различие и называние частей суток - утро, день, вечер, ночь. Понимание слов, которые указывают на продолжение и соотношение времени : долго, недолго, сейчас, позже, раньше. Обозначение последовательности логически связанных событий в несложных сюжетах. Формированию этих представлений способствует, прежде всего, четкий распорядок дня, в определенное время подъем детей, утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры, прогулка и т. д. Дети 3-4 лет характеризуют время, прежде всего по событиям, которые происходили непосредственно с каждым из них в течение дня и вызывали сильные эмоции. Постепенно дети отходят от такого понимания времени и начинают связывать его с действиями, происходящими в окружении. Характерным для детей этого возраста является восприятие времени как предмета, существующего отдельно: «Куда деваются дни? Куда ушло вчера? Откуда пришло завтра?»

Ознакомление детей с частями суток следует начинать с контрастных отрезков: день-ночь, утро-вечер. Работе предшествует рассматривание картинок, на которых изображены определенные, характерные для отдельных частей суток, явления.

При этом нужно опираться на детский опыт, активизируя их воспоминания о той или иной деятельности. Можно использовать картинки с ярко выраженными признаками той или иной части суток в природе и деятельности людей. Чтобы сформировать у дошкольников начальные представления об одной из особенностей времени - о его сменяемости. Надо упражнять их в правильном понимании и назывании времени действий и других событий. Ориентировка детей во времени тесно связана с их активной оперативной деятельностью. Упражнения на ориентировку времени требуют многократного повторения, пока каждый из них не научится свободно пользоваться специальной временной терминологией и указаниями взрослого.

2. Формирования временных представлений у детей среднего возраста. В средней группе уточняются представления о некоторых промежутках времени - частей суток. Учат оценивать последовательность действий: была, есть, будет, сейчас, позже, после, раньше, вчера, сегодня, завтра. Под влиянием обучения формируются умения понимать и правильно обозначать протяженность времени (долго-недолго, давно- недавно, обозначать последовательность логически связанных событий, действий на понятных сюжетах. Ознакомление детей с некоторыми отрезками времени осуществляется в основном на чувственной основе. В качестве методических приемов используются наблюдения, рассматривание картин, чтение, беседы, дидактические игры. Вместе с сюжетной наглядностью используют условную: модели, схемы. Отдельные части суток можно изобразить кружочками разного цвета, однако, чтобы сформировать представления о цикличности, периодичности времени, не следует постоянно обозначать отдельными кружочками. Это не способствует формированию представлений о непрерывности времени. Лучше всего использовать для этого круг, разделенный на части. Тогда ребенок будет легко представлять непрерывность времени : заканчиваются одни сутки, начинаются другие; сутки можно начинать с любой части утро, день, вечер, ночь, главное- чтобы прошли все части суток. Закрепляется последовательность частей суток от любого из них. Закрепляется понятие сутки. Под влиянием обучения осознается, что всегда одни сутки сменяют другие. Сутки, которые идут сейчас, называются сегодня. Те, которые прошли,- вчера, а сутки, которые еще не настали,- завтра. В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь. Для уточнения этих представлений воспитатель проводит беседы о том, что делали вчера, сегодня, что будут делать завтра. На основе формирования пространственных и временных представлений у детей пятого года жизни можно начинать формировать первичные единые пространственно-временные представления и понятие о скорости, учить определять в общих чертах скорость: быстро, медленно. Для этого можно использовать картинки с изображением транспорта: самолета, автобуса. При этом сравнивают скорость движения автомобиля, пешехода, черепахи, птицы. Знания о времени закрепляются и уточняются на всем протяжении пребывания детей в детском саду, но первостепенное значение имеют занятия по математике.

3. Литература.

1. Столяр. А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников». Москва 1988г.

2. Рихтерман Т. Д «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». Москва «Просвещение» 1991г.

Публикации по теме:

Дидактические игры по математике для младшего дошкольного возраста. Изучение временных понятий и определение местоположения 1. Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» Цель игры: упражнять детей в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Пропал Васька» Конспект НОД по образовательной области познание (формирование элементарных математических представлений) «Пропал Васька» Цель: Создать.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений Задачи: 1. Образовательные * закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам * продолжать учить детей составлять и решать.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» «Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.

Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая»Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.

Консультация для воспитателей «Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста» Сказка — одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет.

Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений детей дошкольного возраста Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений детей дошкольного возраста «Мудрое распределение времени.

Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в моделирующей деятельности Аннотация: В статье рассматривается технология моделирования как способ формирования временных представлений у дошкольников. Показано, что.

Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени»Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени» Статья «Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей по формированию временных представлений для младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2018 в 17:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей по формированию временных представлений для младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Тарасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД