Людмила Тарасова
Консультация для воспитателей по формированию временных представлений для младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей младшего дошкольного возраста по формированию временных представлений.
Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является всеобщей формой существования материи. Из этого следует, что временные характеристики явлений — их продолжительность, частота, ритм и т. п. — универсальны по своей применимости для описания любых по природе процессов. Всякий процесс может быть охарактеризован своей временной структурой, имеет своеобразную временную «канву». Время объективно выступает как особая характеристика протекания реальных процессов по ритму, темпу, по последовательности и длительности. То, что мы называем восприятием времени, и есть не что иное, как отражение в сознании человека объективного времени. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Публикация «Консультация для воспитателей по формированию временных представлений для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
1. Формирования временных представлений у младших дошкольников. В математическом развитии младших дошкольников большое значение имеют понимание и правильное использование ими слов, указывающих на время действия : было, есть, будет. Различие и называние частей суток - утро, день, вечер, ночь. Понимание слов, которые указывают на продолжение и соотношение времени : долго, недолго, сейчас, позже, раньше. Обозначение последовательности логически связанных событий в несложных сюжетах. Формированию этих представлений способствует, прежде всего, четкий распорядок дня, в определенное время подъем детей, утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры, прогулка и т. д. Дети 3-4 лет характеризуют время, прежде всего по событиям, которые происходили непосредственно с каждым из них в течение дня и вызывали сильные эмоции. Постепенно дети отходят от такого понимания времени и начинают связывать его с действиями, происходящими в окружении. Характерным для детей этого возраста является восприятие времени как предмета, существующего отдельно: «Куда деваются дни? Куда ушло вчера? Откуда пришло завтра?»
Ознакомление детей с частями суток следует начинать с контрастных отрезков: день-ночь, утро-вечер. Работе предшествует рассматривание картинок, на которых изображены определенные, характерные для отдельных частей суток, явления.
При этом нужно опираться на детский опыт, активизируя их воспоминания о той или иной деятельности. Можно использовать картинки с ярко выраженными признаками той или иной части суток в природе и деятельности людей. Чтобы сформировать у дошкольников начальные представления об одной из особенностей времени - о его сменяемости. Надо упражнять их в правильном понимании и назывании времени действий и других событий. Ориентировка детей во времени тесно связана с их активной оперативной деятельностью. Упражнения на ориентировку времени требуют многократного повторения, пока каждый из них не научится свободно пользоваться специальной временной терминологией и указаниями взрослого.
2. Формирования временных представлений у детей среднего возраста. В средней группе уточняются представления о некоторых промежутках времени - частей суток. Учат оценивать последовательность действий: была, есть, будет, сейчас, позже, после, раньше, вчера, сегодня, завтра. Под влиянием обучения формируются умения понимать и правильно обозначать протяженность времени (долго-недолго, давно- недавно, обозначать последовательность логически связанных событий, действий на понятных сюжетах. Ознакомление детей с некоторыми отрезками времени осуществляется в основном на чувственной основе. В качестве методических приемов используются наблюдения, рассматривание картин, чтение, беседы, дидактические игры. Вместе с сюжетной наглядностью используют условную: модели, схемы. Отдельные части суток можно изобразить кружочками разного цвета, однако, чтобы сформировать представления о цикличности, периодичности времени, не следует постоянно обозначать отдельными кружочками. Это не способствует формированию представлений о непрерывности времени. Лучше всего использовать для этого круг, разделенный на части. Тогда ребенок будет легко представлять непрерывность времени : заканчиваются одни сутки, начинаются другие; сутки можно начинать с любой части утро, день, вечер, ночь, главное- чтобы прошли все части суток. Закрепляется последовательность частей суток от любого из них. Закрепляется понятие сутки. Под влиянием обучения осознается, что всегда одни сутки сменяют другие. Сутки, которые идут сейчас, называются сегодня. Те, которые прошли,- вчера, а сутки, которые еще не настали,- завтра. В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь. Для уточнения этих представлений воспитатель проводит беседы о том, что делали вчера, сегодня, что будут делать завтра. На основе формирования пространственных и временных представлений у детей пятого года жизни можно начинать формировать первичные единые пространственно-временные представления и понятие о скорости, учить определять в общих чертах скорость: быстро, медленно. Для этого можно использовать картинки с изображением транспорта: самолета, автобуса. При этом сравнивают скорость движения автомобиля, пешехода, черепахи, птицы. Знания о времени закрепляются и уточняются на всем протяжении пребывания детей в детском саду, но первостепенное значение имеют занятия по математике.
3. Литература.
1. Столяр. А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников». Москва 1988г.
2. Рихтерман Т. Д «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». Москва «Просвещение» 1991г.