Нигматуллина Эльвера
Консультация для воспитателей «Безопасность собственной жизнедеятельности воспитанников в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма среди детей.
Поэтому необходимо научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходиться сталкиваться в жизни.
Публикация «Консультация для воспитателей „Безопасность собственной жизнедеятельности воспитанников в ДОУ“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующие его особенности:
1. Стремление ребенка к самостоятельности и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности.
2. Недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности.
Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника:
1. Опасности, с которыми он может столкнуться дома.
2. Опасности контактов с незнакомыми людьми.
3. Опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге.
4. Опасности на природе.
Основные цели и задачи
формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности, безопасности окружающего мира в ДОО предполагают:
-Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
-Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
-Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
-Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.
-Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Для решения этих задач необходимо:
• Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на ООД, в совместной и самостоятельной деятельности;
• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.
Также реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Этапы реализации данных задач:
1 этап – заинтересованность детей, актуализация, уточнение, систематизирование знаний о правилах безопасности.
2 этап--введение правил в жизнь детей, показ разнообразия их проявлений в жизненных ситуациях, формирование умений применять эти правила.
3 этап – овладение реальными практическими действиями на основе усвоенных знаний и умений.
Работа с воспитанниками в ДОУ по формированию основ безопасности включает в себя:
1 раздел. Безопасное поведение в природе.
2 раздел. Безопасность на дорогах.
3 раздел. Безопасность собственной жизнедеятельности, куда входят темы:
ребенок дома;
ребенок и общение со сверстниками, со взрослыми, с незнакомыми людьми;
ребенок и игра;
ребенок и пожарная безопасность;
ребенок и здоровье.
Существуют методы ознакомления детей с основами безопасности:
Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.
Метод моделирования ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Метод повторения . В организованной образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Игровой метод повышает качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.
Методические приемы в ДОУ:
-проблемные игровые ситуации (ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д);
-чтение художественной литературы, посвященной безопасности детей;
-рассматривание иллюстраций, демонстрация иллюстраций;
-познавательные беседы, беседы с вопросами, закрепляющие опыт детей;
-прогулка;
-игра;
-эксперименты;
-сюжеты из жизни;
-продуктивная деятельность: аппликация, рисование.
Работа в ДОУ по безопасности жизнедеятельности ведётся через:
- организованную деятельность детей (занятия, игры-занятия, экскурсии, тренинги,
- совместную деятельность взрослых и детей (драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, обыгрывание ситуаций,
- самостоятельную деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, дидактические и подвижные игры).
Для начала воспитателям необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача воспитателя – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности (продуктивной, игровой, двигательной, коммуникативной и т. д.) и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Не менее важно психологически подготовить ребёнка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение. Большое внимание необходимо уделять их психологическому благополучию. Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы. Организуя деятельность детей, надо заботиться о том, чтобы каждый ребёнок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого можно использовать специально созданные ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения ребёнка, авансируя успех (у тебя получится, ты справишься) акцентируя на положительные черты (ты такой внимательный).
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Педагоги должны организовывать её так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях необходимо создавать «Уголок безопасности», который содержит макеты, щиты безопасности, макеты перекрестков, на которых представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки, атрибуты для сюжетно-игровых игр (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком): «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь», и т. д, наглядно- иллюстрационный материал (иллюстрации по ПДД и ОБЖ, плакаты на темы - «Как устроено тело человека», «Личная гигиена», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Виды спорта», «Правила поведения дома (на улице, в транспорте, в природе: в лесу, у водоемов, «Опасные предметы», «Вызов служб экстренного реагирования», «Устройство проезжей части», книжки - малышки, карточки с изображением опасных ситуаций, которых нужно избегать или знать способы их ликвидации). В оснащении уголка безопасности можно подбирать и разрабатывать дидактические игры по формированию у дошкольников основ безопасности: «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода», «Основы безопасности», «Хорошо-плохо», наглядные пособия по формированию у дошкольников основ безопасности: (иллюстрированные книги, раскраски, энциклопедии по ОБЖ).
Также важна библиотека в группах, в которой имеются познавательная и художественная литература, иллюстрации, фото для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Рекомендуемая художественная литература: -Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; - В. Житков «Пожар», «В дыму»; - С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»; - Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»; - К. Зайцева «Уроки Айболита»; - Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др. - Ю. Соколова «Правила безопасности»; - И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»; - Е. Пермяков «Торопливый ножик»; - Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик»; - А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»; - И. А. Яворская «Дети и дорога»; - И. Лешкевич «Светофор»; - Н. Носов «Автомобиль»; - Г. Юрмин «Любопытный мышонок»; - А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»; - Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»; - А. Дмоховский «Чудесный островок»; - В. Семернин «Запрещается – разрешается»; - А. Северный «Три чудесных цвета».
Взаимодействие с родителями.
В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо воспитателю провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, куда будут входить такие мероприятия - родительские собрания, семинары-практикумы; организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, городских мероприятиях.
Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Методические рекомендации воспитателям в работе с воспитанниками по теме «Формирование основ безопасности» К. Ю. Белой:
1. Каждая тема должна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни и разных ситуациях.
2. Задавая вопросы или предлагая задания, не спешите решить их или ответить за ребенка.
3. Помните, что набор готовых знаний не формирует потребность в познании, стремление к преодолению трудностей.
4. Если ребенок затрудняется в задании в определенной последовательности, пусть выполнит более легкое задание. Это окрылит его, а к трудному заданию он может вернуться позже.
5. Выбрав тему для беседы с воспитанником, постарайтесь придерживаться следующей структуры своего рассказа:
- Источники опасности;
- Возможные угрожающие ситуации;
- Меры предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта;
- Приемы элементарной первой помощи, действия в некоторых опасных ситуациях.