Елена Нарышкина
Консультация для воспитателей «Методика приобщения к малой Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
Шатурского муниципального района Московской области
Консультация для воспитателей на тему :
«Методика приобщения к малой Родине»
Подготовил:
Музыкальный руководитель
I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 3»
Нарышкина Е. В.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика приобщения к малой Родине“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
Январь, 2017г.
Реализация современного образования невозможна без знаний своего города и края, уклада жизни, быта, обрядов, истории и культуры предков. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, формируются духовно-нравственные ценности, гуманное отношение к окружающему, воспитывается любовь к родному городу и краю, Родине.
Задачи педагогов и родителей :
• знакомить детей с историей и современностью, формировать представления о жизни родного города и края;
• воспитывать отзывчивость, чуткость к происходящим событиям;
• развивать личностные качества, обеспечивать взаимодействие с социумом, которое реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности.
Современный подход к патриотическому воспитанию предполагает ориентацию на эмоциональное познание прошлого и настоящего края, создание условий для организации содержательной деятельности и общения детей со взрослыми и сверстниками, насыщение их повседневной жизни яркими впечатлениями среды.
Возможности дошкольников наиболее полно реализуются, когда используются не только образовательная среда, но и воспитательные практики на основе сотрудничества. Выделяют следующие условия организации содержательной деятельности и общения детей и взрослых, детей друг с другом:
-максимальное использование окружение округа, города, региона;
-организация краеведческой среды в ДУ (создание уголка родного края города);
-создание уголка боевой славы, краеведческого мини-музея, природных зон в группе и на участке, центра полезной деятельности, тематических выставок, включение детского творчества в оформление помещений;
-подготовка детей к восприятию краеведческих сведений: обогащение эмоциональной сферы (умение удивляться, восторгаться) и различных форм образной речи; развитие патриотического видения (эмоционального восприятия среды, умения выделять характерное в окружающем);
-организация развивающего обучения (расширение воспитательного пространства с помощью занимательных игр и заданий на дом);
-отбор познавательного материала, с выделением значимого для края, разнообразных форм обучения и воспитания (интегрированные и вариативные занятия, исторические беседы, акции и др.)
Комплексно-тематический принцип построения образовательной среды позволяет легко вводить региональный компонент, учитывая особенности ДОУ, сотрудничая с социумом и родителями; эффективно организовать усвоение краеведческого материала детьми. Важно тщательно продумывать, что показать и рассказать им, что можно наблюдать в окружающем, выделить характерное для края. Важны систематичность работы и активная поисково-познавательная деятельность педагогов, родителей и детей при сборе информации о своем крае.
Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в привлекательных видах деятельности:
• тематические экскурсии, целевые прогулки, поездки по краю; эмоциональные рассказы педагога, исторические беседы;
• самостоятельное занятие, посвященное истории или культуре края (проводится один раз в месяц)
• интегрированные, комплексные, вариативные занимательные дела, объединенные близким по содержанию сюжетом;
• совместная деятельность педагогов, детей и родителей : сбор информации о родном крае, подбор видеоматериалов, домашние задания, акции;
• самостоятельная деятельность детей в уголке родного края, продуктивная, конструктивная деятельность, развивающие игры;
• активные формы обучения: культурно-досуговая деятельность патриотического содержания (используется для закрепления полученных компетенций);
• деятельные формы обучения: создание образовательных ситуаций для общения, формирование отношений, творческие задания.
Среди разнообразных форм педагогической работы с детьми наиболее значимы экскурсии и прогулки, знакомящие с жизнью города и деятельностью земляков. Их темы могут быть разными: «Будни города», «По старым улицам», «Красивые места в городе». Каждая прогулка или экскурсия - средство формирования чувств и отношений, совместное наблюдение и обсуждение, выражение чувств детей в разнообразной деятельности. Эмоциональные рассказы педагога, организация и использование образовательных ситуаций, бесед-ситуаций важны в работе; всегда найдется возможность зародить в душе ребенка гордость, уважение к землякам и любовь к родным местам.
Познавательные рассказы для детей составляются на основе краеведческого материала региона, который необходимо переработать в соответствии с их возрастом и донести исторические факты в привлекательной форме. Рекомендуемые темы:
-храмы города и окрестностей;
-улицы (на примере одной);
-архитектура города: его старая часть и новостройки;
-памятники и достопримечательности;
-окрестности и усадьбы.
В организацию образовательного процесса рекомендуется включать новые формы работы, которые обогащают процесс обучения, пробуждают творческую активность детей. Например:
-экспериментирование, исследование объектов (накопление опыта поисково-познавательной деятельности);
-ситуации-предположения «Что было бы.», воображаемые ситуации;
-моделирование ситуаций, расшифровка схем-моделей, составление маршрутов;
-игры-путешествия, состоящие из проблемных заданий; составление рассказов детьми по схеме (уголки родного города);
-коллекционирование, например значков или открыток о городе и др. ;
-исторические беседы - увлекательные рассказы педагога о фактах из прошлого края;
- работа в уголке города - опыт поисково-познавательной деятельности детей и взрослых;
Методика приобщения к малой родине основана на обогащении знаний детей, эмоциональном общении и организации разнообразной деятельности - познавательной, коммуникативной, игровой и др., т. е. на создание условий для активности, самостоятельности и инициативности детей: работа с картами, схемами города, проблемные ситуации, составление маршрутов экскурсий, воображаемые путешествия (поисковая деятельность); моделирование ситуаций; игры-путешествия, состоящие из проблемных заданий; ситуации-предположения; самостоятельный поиск ответов; занимательные задания и др.
Немалое значение имеют семейные экскурсии по городу, итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, созданном фильме. В сотворчестве с детьми важно использовать наблюдение окружающего в сочетании с чтением литературы, показом видеоматериалов, репродукций, иллюстраций, заучиванием произведений устного народного творчества, слушанием музыки, обращением к опыту ребенка. Впечатления детей от наблюдений закрепляются в других видах деятельности: продуктивной, творческой, выставочной. С учетом возрастных особенностей детей педагог должен использовать игровые приемы и игры. Большой интерес у детей вызывают игры-путешествия, воображаемые ситуации, лабиринты, схемы и карты города. Примеры игр, развивающие познавательную активность детей: «Пройди по городу» (пройти по лабиринту определенный путь, «Дорога в детский сад или домой», Путешествие по памятным местам рассказы по открыткам о достопримечательностях, «Разбитая карта» - собирание карты города их частей, «Силуэт» - определение постройки по контуру и др.
Эффективный метод решения проблемы патриотического воспитания - целостный подход к воспитанию, каким является проект мини-исследования родной земли: история улицы (на которой находится детский сад или живут дети, прошлое дома и судьбы его жителей, история шествующего предприятия и др. Проект связывает обучение с жизнью через наблюдение за окружающим и выражение личного отношения к увиденному, воспитывая любовь к родной земле и людям труда.
Приобщение к малой родине начинается с эмоциональных рассказов педагога о красоте города и природе родного края на основе экскурсий и целевых прогулок. Умелое сочетание рассказов и бесед о природе, труде и быте людей, рассматривание репродукций, любование красотой родных мест вызывают добрые чувства, которые надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности. Невозможно сделать больно и навредить дорогим тебе людям и местам. От близкого окружения нужно прейти к жизни людей города и края, значимости их труда для региона и страны; показать, что край - часть большой страны. Ознакомление с героической историей и искусством края, традициями региона - возможность узнать людей, прославивших край и оставивших о себе добрую память. Узнавая о подвигах старших поколений, земляках, известных всему миру, дети понимают, что Родина - святое.
С детьми младшего дошкольного возраста образовательная работа по ознакомлению с родным городом проводится в нерегламентированное время: прогулки по праздничным улицам («Как город готовится к празднику», чтение, просматривание фотоальбомов, показ живописных мест, произведений архитектуры и др.
С 4-5 лет в образовательную деятельность включается ознакомление с окружением: детский сад, ближайшие объекты (улицы, дома транспорт). Детям показывают красоту разных видов города, зданий, памятник защитникам Отечества, один из храмов особое внимание уделяется чтению и рассказыванию, слушанию нарядных песен, беседам о названиях улиц, на которых живут дети, рассматриванию русских костюмов, формированию представлений о городе.
Дошкольников в 5-7 лет знакомят с историей возникновения города, отдельными событиями прошлого, связанными с историей России, названиями улиц, памятниками, народными традициями, известными людьми. Ознакомление с архитектурой, городским строительством, трудом земляков помогает воспитывать уважение к жителям родного города.
В соответствии с ФГОС ДО содержание патриотического воспитания входит во все образовательные области: социально-коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками и др., познавательное развитие (формирование представлений о малой родине и Отечестве, региональных традициях и др., речевое развитие (приобщение к художественной литературе), художественно эстетическое развитие (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через продуктивную и конструктивно-модельную деятельность, физическое развитие (экскурсии, прогулки, игровая деятельность).