Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Методика приобщения к малой Родине»

Елена Нарышкина
Консультация для воспитателей «Методика приобщения к малой Родине»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3»

Шатурского муниципального района Московской области

Консультация для воспитателей на тему :

«Методика приобщения к малой Родине»

Подготовил:

Музыкальный руководитель

I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 3»

Нарышкина Е. В.

Публикация «Консультация для воспитателей „Методика приобщения к малой Родине“» размещена в разделах

Январь, 2017г.

Реализация современного образования невозможна без знаний своего города и края, уклада жизни, быта, обрядов, истории и культуры предков. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, формируются духовно-нравственные ценности, гуманное отношение к окружающему, воспитывается любовь к родному городу и краю, Родине.

Задачи педагогов и родителей :

• знакомить детей с историей и современностью, формировать представления о жизни родного города и края;

воспитывать отзывчивость, чуткость к происходящим событиям;

• развивать личностные качества, обеспечивать взаимодействие с социумом, которое реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности.

Современный подход к патриотическому воспитанию предполагает ориентацию на эмоциональное познание прошлого и настоящего края, создание условий для организации содержательной деятельности и общения детей со взрослыми и сверстниками, насыщение их повседневной жизни яркими впечатлениями среды.

Возможности дошкольников наиболее полно реализуются, когда используются не только образовательная среда, но и воспитательные практики на основе сотрудничества. Выделяют следующие условия организации содержательной деятельности и общения детей и взрослых, детей друг с другом:

-максимальное использование окружение округа, города, региона;

-организация краеведческой среды в ДУ (создание уголка родного края города);

-создание уголка боевой славы, краеведческого мини-музея, природных зон в группе и на участке, центра полезной деятельности, тематических выставок, включение детского творчества в оформление помещений;

-подготовка детей к восприятию краеведческих сведений: обогащение эмоциональной сферы (умение удивляться, восторгаться) и различных форм образной речи; развитие патриотического видения (эмоционального восприятия среды, умения выделять характерное в окружающем);

-организация развивающего обучения (расширение воспитательного пространства с помощью занимательных игр и заданий на дом);

-отбор познавательного материала, с выделением значимого для края, разнообразных форм обучения и воспитания (интегрированные и вариативные занятия, исторические беседы, акции и др.)

Комплексно-тематический принцип построения образовательной среды позволяет легко вводить региональный компонент, учитывая особенности ДОУ, сотрудничая с социумом и родителями; эффективно организовать усвоение краеведческого материала детьми. Важно тщательно продумывать, что показать и рассказать им, что можно наблюдать в окружающем, выделить характерное для края. Важны систематичность работы и активная поисково-познавательная деятельность педагогов, родителей и детей при сборе информации о своем крае.

Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в привлекательных видах деятельности:

• тематические экскурсии, целевые прогулки, поездки по краю; эмоциональные рассказы педагога, исторические беседы;

• самостоятельное занятие, посвященное истории или культуре края (проводится один раз в месяц)

• интегрированные, комплексные, вариативные занимательные дела, объединенные близким по содержанию сюжетом;

• совместная деятельность педагогов, детей и родителей : сбор информации о родном крае, подбор видеоматериалов, домашние задания, акции;

• самостоятельная деятельность детей в уголке родного края, продуктивная, конструктивная деятельность, развивающие игры;

активные формы обучения: культурно-досуговая деятельность патриотического содержания (используется для закрепления полученных компетенций);

деятельные формы обучения: создание образовательных ситуаций для общения, формирование отношений, творческие задания.

Среди разнообразных форм педагогической работы с детьми наиболее значимы экскурсии и прогулки, знакомящие с жизнью города и деятельностью земляков. Их темы могут быть разными: «Будни города», «По старым улицам», «Красивые места в городе». Каждая прогулка или экскурсия - средство формирования чувств и отношений, совместное наблюдение и обсуждение, выражение чувств детей в разнообразной деятельности. Эмоциональные рассказы педагога, организация и использование образовательных ситуаций, бесед-ситуаций важны в работе; всегда найдется возможность зародить в душе ребенка гордость, уважение к землякам и любовь к родным местам.

Познавательные рассказы для детей составляются на основе краеведческого материала региона, который необходимо переработать в соответствии с их возрастом и донести исторические факты в привлекательной форме. Рекомендуемые темы:

-храмы города и окрестностей;

-улицы (на примере одной);

-архитектура города: его старая часть и новостройки;

-памятники и достопримечательности;

-окрестности и усадьбы.

В организацию образовательного процесса рекомендуется включать новые формы работы, которые обогащают процесс обучения, пробуждают творческую активность детей. Например:

-экспериментирование, исследование объектов (накопление опыта поисково-познавательной деятельности);

-ситуации-предположения «Что было бы.», воображаемые ситуации;

-моделирование ситуаций, расшифровка схем-моделей, составление маршрутов;

-игры-путешествия, состоящие из проблемных заданий; составление рассказов детьми по схеме (уголки родного города);

-коллекционирование, например значков или открыток о городе и др. ;

-исторические беседы - увлекательные рассказы педагога о фактах из прошлого края;

- работа в уголке города - опыт поисково-познавательной деятельности детей и взрослых;

Методика приобщения к малой родине основана на обогащении знаний детей, эмоциональном общении и организации разнообразной деятельности - познавательной, коммуникативной, игровой и др., т. е. на создание условий для активности, самостоятельности и инициативности детей: работа с картами, схемами города, проблемные ситуации, составление маршрутов экскурсий, воображаемые путешествия (поисковая деятельность); моделирование ситуаций; игры-путешествия, состоящие из проблемных заданий; ситуации-предположения; самостоятельный поиск ответов; занимательные задания и др.

Немалое значение имеют семейные экскурсии по городу, итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, созданном фильме. В сотворчестве с детьми важно использовать наблюдение окружающего в сочетании с чтением литературы, показом видеоматериалов, репродукций, иллюстраций, заучиванием произведений устного народного творчества, слушанием музыки, обращением к опыту ребенка. Впечатления детей от наблюдений закрепляются в других видах деятельности: продуктивной, творческой, выставочной. С учетом возрастных особенностей детей педагог должен использовать игровые приемы и игры. Большой интерес у детей вызывают игры-путешествия, воображаемые ситуации, лабиринты, схемы и карты города. Примеры игр, развивающие познавательную активность детей: «Пройди по городу» (пройти по лабиринту определенный путь, «Дорога в детский сад или домой», Путешествие по памятным местам рассказы по открыткам о достопримечательностях, «Разбитая карта» - собирание карты города их частей, «Силуэт» - определение постройки по контуру и др.

Эффективный метод решения проблемы патриотического воспитания - целостный подход к воспитанию, каким является проект мини-исследования родной земли: история улицы (на которой находится детский сад или живут дети, прошлое дома и судьбы его жителей, история шествующего предприятия и др. Проект связывает обучение с жизнью через наблюдение за окружающим и выражение личного отношения к увиденному, воспитывая любовь к родной земле и людям труда.

Приобщение к малой родине начинается с эмоциональных рассказов педагога о красоте города и природе родного края на основе экскурсий и целевых прогулок. Умелое сочетание рассказов и бесед о природе, труде и быте людей, рассматривание репродукций, любование красотой родных мест вызывают добрые чувства, которые надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности. Невозможно сделать больно и навредить дорогим тебе людям и местам. От близкого окружения нужно прейти к жизни людей города и края, значимости их труда для региона и страны; показать, что край - часть большой страны. Ознакомление с героической историей и искусством края, традициями региона - возможность узнать людей, прославивших край и оставивших о себе добрую память. Узнавая о подвигах старших поколений, земляках, известных всему миру, дети понимают, что Родина - святое.

С детьми младшего дошкольного возраста образовательная работа по ознакомлению с родным городом проводится в нерегламентированное время: прогулки по праздничным улицам («Как город готовится к празднику», чтение, просматривание фотоальбомов, показ живописных мест, произведений архитектуры и др.

С 4-5 лет в образовательную деятельность включается ознакомление с окружением: детский сад, ближайшие объекты (улицы, дома транспорт). Детям показывают красоту разных видов города, зданий, памятник защитникам Отечества, один из храмов особое внимание уделяется чтению и рассказыванию, слушанию нарядных песен, беседам о названиях улиц, на которых живут дети, рассматриванию русских костюмов, формированию представлений о городе.

Дошкольников в 5-7 лет знакомят с историей возникновения города, отдельными событиями прошлого, связанными с историей России, названиями улиц, памятниками, народными традициями, известными людьми. Ознакомление с архитектурой, городским строительством, трудом земляков помогает воспитывать уважение к жителям родного города.

В соответствии с ФГОС ДО содержание патриотического воспитания входит во все образовательные области: социально-коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками и др., познавательное развитие (формирование представлений о малой родине и Отечестве, региональных традициях и др., речевое развитие (приобщение к художественной литературе), художественно эстетическое развитие (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через продуктивную и конструктивно-модельную деятельность, физическое развитие (экскурсии, прогулки, игровая деятельность).

Публикации по теме:

«Любовью к малой Родине дыша!» Сценарий конкурса чтецов«Любовью к малой Родине дыша!» Сценарий конкурса чтецов Звучит песня “Малая Родина”, Д. Майданов. Входят ведущие: Автор Иван Васильевич Кашпуров. Ты бывал в Ставрополье? А ты, побывай! Радушный,.

«Методика использования произведений устного народного творчество в детском саду». Консультация для воспитателей Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить,.

Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине».Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине». Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине». Сегодня актуальным является вопрос воспитания чувства.

Консультация для воспитателей. «Игры на утренниках и развлечениях. Методика проведения» «ВСЯ НАША ЖИЗНЬ – ИГРА» В жизни человека всегда присутствует игра. Мы, порой, даже не замечаем этого. А жизнь ребёнка проходит в игре. Во.

Консультация для воспитателей «Экскурсия — средство приобщения детей к истории родного края» ЭКСКУРСИЯ - СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ МБДОУ Д/С 13 старший воспитатель С. В. Агасарян Мы, педагоги, готовим такую.

Воспитание любви к малой Родине Чувство патриотизма не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей.

План-конспект НОД «Путешествие по малой Родине» с дошкольниками подготовительной к школе группы Тема недели: «Моя Родина» Тема дня: «Путешествие по малой родине» Задачи: -Формировать представление о том, что для каждого человека малая.

Разработка конспект урока о малой Родине. Стихи В. М. Калягина о Хакасии «Малая Родина в творчестве поэта Владимира Михайловича Калягина» 5 класс Учитель: Артонова Н. И. Задачи урока: 1. На основе творчества.

С любовью к малой РодинеС любовью к малой Родине «В Кузнецких горах на слиянии рек Счастливый в приюте живёт человек. Ему птицы райские песни поют, А кедры, что стража, приют стерегут…».

Воспитание любви к малой Родине в процессе музыкальной деятельности Приобщение детей к народной культуре и развитие духовности занимают одну из приоритетных позиций дошкольного образования. Музыкальная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Методика приобщения к малой Родине»
Опубликовано: 16 марта 2017 в 22:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Методика приобщения к малой Родине»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Нарышкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД