Татьяна Васильевна Егорова
Консультация для воспитателей «Методика организации наблюдений в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Методика организации наблюдений в ДОУ»
Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Разновидности наблюдений :
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика организации наблюдений в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
• Распознающее наблюдение - позволяет формировать у детей представления о разнообразии объектов и явлений живой и неживой природы, социальных отношениях.
• Сравнительное наблюдение - характерно наличие сразу двух-трех объектов или явлений, состояний одного и того же объекта в разное время, которые необходимо сравнить. Данная разновидность наблюдения позволяет детям выявить отличительные черты объектов наблюдения и их сходства, особенности роста и развития растений, животных, сезонные изменения в природе. Например, выявление различий в поведении разных насекомых в дождь. Может быть организовано длительное наблюдение с целью сравнения : например, особенностей развития аналогичных растений в разных условиях, темпов развития разных растений и т. д.
• Дедуктивные наблюдения – используются для выявления причинно-следственных связей, взаимосвязей в природе, сопоставления фактов, восстановления по отдельным фрагментам целостной картины. Например, определить по следам, какое животное их оставило, как оно передвигалось, в какую сторону. Или по виду определенных растений (одуванчика, ели) узнать, будет ли в ближайшее время дождь.
Учитывайте возрастные особенности детей
Особенности младших дошкольников определяют их готовность наблюдать за ярким, движущимся объектом, особый интерес для них представляют животные. Дети 3–4 лет могут при помощи наблюдения выявить наиболее наглядные свойства объектов.
Дошкольники пятого года жизни могут выделить отличительные признаки объектов наблюдения, сравнить их между собой. Воспитанники средней группы способны на основе элементарной игровой или практической задачи увидеть цель наблюдения, по его итогам сделать вывод.
Организуйте с детьми старшего дошкольного возраста серии наблюдений. Они позволят сформировать представления о развитии животных и растений, особенностях их жизнедеятельности в разные сезоны, о взаимосвязях в природе. В этот период дети начинают ориентироваться на познавательные результаты наблюдений, могут сформулировать вывод в соответствии с поставленной целью. Старшие дошкольники способны с большой долей самостоятельности определить цель, наметить элементарный план действий, провести наблюдение. При этом важно с помощью различных приемов и методов поддерживать и активизировать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей, подводить их к самостоятельным выводам, помогать применять полученные знания.
На седьмом году жизни возникают способность и интерес к обобщению, дети учатся выявлять взаимосвязи в окружающем мире. Организуйте с ними наблюдения, которые систематизируют и обобщат их знания, позволят увидеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить общие закономерности.
Структура наблюдения
1. Мотив включения ребенка в деятельность. Дети дошкольного возраста любознательны, но познавательный мотив не всегда является для них доминирующим. Мотивом включения в наблюдение могут быть интригующий вопрос, игровая ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия педагога (или персонажа, подражание старшим детям, взрослым и т. д. Наблюдения могут быть органичной частью трудовых действий, экспериментирования, прогулки, экскурсии.
2. Цель наблюдения. Используйте естественные (возникающие в повседневной жизни) или создавайте искусственные образовательные ситуации, которые активизируют познавательные потребности детей. На их основе у дошкольников возникнут конкретные цели (узнать что-либо, проверить свои предположения, понять взаимосвязь, выявить закономерность, найти решение практической задачи, разрешить проблему, достичь которых можно с помощью наблюдения.
3. План действий по достижению цели. Начиная с 4 лет учите детей выделять действия по достижению цели – составлять элементарный план наблюдения. На конкретных примерах показывайте, как определять условия проведения наблюдения, конкретные познавательные действия, варианты распределения задач в паре (группе, актуальные для данной ситуации правила осуществления наблюдения.
4. Осуществление детьми наблюдения. Содержание и логику организации данного этапа определяйте с учетом того, какая разновидность наблюдения организуется, дети какого возраста в нем участвуют.
5. Подведение итогов. Основной результат наблюдения – достижение цели. При этом результат должен быть наглядным для детей. Четко формулируйте вместе с детьми совершенное ими открытие, фиксируйте результаты и мотивируйте их к дальнейшему применению полученного знания.
Ясельная группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Кошка Познакомить детей с домашним животным – кошкой. Расширять представления о домашнем животном – кошке (что есть у кошки, как она ходит). Закреплять представления о характерных особенностях кошки. Создать условия для развития у детей умения сравнивать живой и неживой объекты. Закрепить знания о том, что кошка – млекопитающее животное, имеет определенные признаки.
Дерево Знакомить с растительным миром, со строением дерева. Формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине, знакомство с названиями деревьев (2 – 3). Знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Учить находить отличительные признаки в разное время года. Дать детям понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
Транспорт Формировать представления о транспорте. Учить различать грузовой транспорт от легкового, знакомить с названиями частей машины. Расширять знания о наземном транспорте (их классификация, назначение) Воспитывать умение понимать значение и функции автомобиля, закреплять умение определять материал, из которого сделана машина. Учить устанавливать взаимосвязь между транспортом и окружающей средой (загрязнение воздуха)
Сезонные изменения в природе Формировать элементарные представления об изменениях в природе (падают листья, идет снег, дождь, светит солнце). Уточнять представления об особенностях каждого сезона. Формировать понятия о смене времен года. Учить выделять изменения в жизни растений и животных в определенное время года. Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы.
Ветер Знакомить детей с доступными явлениями природы, разнообразить игровую деятельность с помощью действий с вертушками. Учить определять направление ветра. Дать представление о влиянии ветра на людей, о необходимости ветра для человека и растений.