Нартова Тамара
Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Метод наглядного моделирования в ДОУ»
Актуальность:
Публикация «Консультация для воспитателей „Метод наглядного моделирования в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н. Н. Подъякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что- либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти-вербальный.
Моделирование
- Это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память
- Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию. Доступность моделирования дошкольникам отмечалась и в исследованиях Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком.
Следовательно, актуальность в том, что:
1: Дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему;
2: Использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. А ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь- записывай, рисуй, черти!»
З: Графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания.
Таким образом, моделирование- это наглядный практический метод обучения, разработанный Д. Б. Элькониным, Н. Н. Подъяковой, Н. А. Ветлугиной. Он заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы.
Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, т. к. условности легко воспринимаются детьми. Использованные в работе пиктограммы, схемы, мнемотаблицы, значки- символы, стилизованные картинки, графики, планы не только активизируют детей. Но и способствуют переводу речевых навыков из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития».
В дошкольном возрасте применяются различные виды моделей :
предметные, в которых воспроизводятся конструкторские особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек, глобуса, экосистемы;
предметно-схематические модели — в них существуют признаки, связи, отношения, представленные в виде предметов-макетов. Примером могут служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка, уход за растениями, последовательность приготовления блюд, алгоритм выполнения логоритмического упражнения);
графические модели (графики, схемы) передают условно-обобщённые признаки, связи, отношения, явления. Примером может служить «Календарь погоды и природы», план группы, участка, кукольного уголка, маршрута путешествия. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.
Добывая информацию методом наглядного моделирования, дети учатся:
исследовать, сравнивать, составлять внутренний план умственных действий, совершенствовать речевые функции;
формировать и высказывать суждения и умозаключения. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимание, память, мышление. Технологии наглядного моделирования требуют соблюдения следующих принципов обучения:
развивающий и воспитывающий характер обучения; системность и последовательность; сознательность и самостоятельность; творческая активность; наглядность и доступность; сочетание коллективной и индивидуальной работы.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит по следующим этапам: усвоение и анализ сенсорного материала; перевод его на знаково-символический язык; работа с моделью.
Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие
задачи:
1. Знакомство с графическим способом предоставленной информации. 2. Формирование навыка дешифровки модели. З. Формирование навыка самостоятельного моделирования.
В школе знаково-символическая система используется постоянно. С помощью её детей учат кодировать изучаемую информацию.
Это необходимый компонент обучения, а правильная речь — один из показателей готовности ребёнка к школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения.
Введение наглядного моделирования в в процесс обучения позволило целенаправленно развивать речь, обогащать словарь, закреплять новое словообразование, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описание предметов, составление рассказов, пересказывание, правильное использование предлогов. На начальных этапах работы по внедрению наглядного моделирования целесообразно использовать следующий материал: картинки, предметы, стилизованные изображения, обеспечивающие опору на наглядно-образное мышление, что соответствовало начальному этапу обучения-мыслительным операциям: синтезу, анализу, классификации.
На последующем этапе можно использовать более сложные операции: обобщение, абстракции, где наглядные модели опирались как на образное, так и на словесно-логическое мышление, то есть речевой образец.
Способы наглядного моделирования включают в себя :
• обозначение предметов с помощью разнообразных заместителей; • использование и создание разных видов условных схем, изображение реальных предметов и объектов; • умение считывать и создавать графические изображения признаков. объектов, относящихся к тому или иному классу (одежда, обувь, фрукты, овощи и т. д.); • умение ориентироваться в пространстве по схеме; • умение составлять план реального пространства (комната,группа, участок.); • умение использовать пространственно-временные модели при пересказе, составлении рассказа; • самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.
Таким образом, наглядное моделирование используется во всех видах детской деятельности и во всех образовательных областях, потому, что это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. В данном возрасте развитие воображения и образного мышления является главным направлением умственного развития. Моделирование большей частью используется на занятиях по обучению связной речи, грамоте, познанию, изодеятельности, труде, экспериментальной деятельности, самостоятельной, игровой, музыкальной, физкультурной.
Этапы внедрения в практику работы наглядного моделирования :
1 этап: научить читать таблицы: а. сообщение информации по теме в форме познавательной беседы; б. рассматривание готовой таблицы, составленной по содержанию темы, расшифровка символов, раскодировка информации; в. пересказ информации детьми с опорой на схему с помощью взрослого и без него; г. графические зарисовки схем, мнемотаблиц по результатам деятельности.
2 этап: познакомить с общими моделями кодировки информации о предметах, объектах, явлениях: а. сообщение темы; б. рассматривание общей схемы кодировки ( материалом для этого является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, транспорт, деревья и др.); в. составление модели-информации о конкретной теме с опорой на общую схему.
Моделирование осуществляется под руководством взрослого с использованием наводящих вопросов:
• Что обозначает этот знак? • Что мы можем рассказать об этом объекте? • Как мы это изобразим в нашей модели? • Отгадывание загадок- мнемотаблиц составленных воспитателем с опорой на общую схему.
З. этап: совместное кодирование информации, обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого предмета и самостоятельное придумывание таблиц по пройденному материалу.
4 этап: отрабатывание навыков кодирования в разных видах деятельности с помощью картинно-графического плана, представленного в виде пиктограмм, предметных картинок: дети пересказывают тексты, составляют рассказы, зарисовывают тексты загадок, четверостиший, небольших рассказов
Использование мнемотаблиц даё т положительный эффект:
развивается визуальное мышление, вырабатывается устойчивое внимание, длительная концентрация, формируется способность к эффективному самостоятельному обучению.
Таким образом, с помощью наглядного моделирования можно достичь следующих результатов: появляется интерес к заучиванию стихов, логоритмических упражнений, пальчиковых гимнастик, увеличивается словарный запас, дети преодолеют застенчивость, робость, а приобретённое умение поможет свободно держаться и высказываться перед аудиторией. Повышенное чувство заинтересованности, удовлетворение своими ответами, результатами своего труда совершенствуют у ребё нка психологические процессы: память, внимание, мышление, речь, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы.