Ирина Чикунова
Консультация для воспитателей «Макеты для игры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ
«Макеты для игры дошкольников»
Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 125»
Города Нижнего Новгорода
Чикунова Ирина Борисовна
Публикация «Консультация для воспитателей „Макеты для игры дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. …Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е. И. Тихеева:
Вначале консультации хочу обратить ваше внимание на предметно-развивающую среду группы. Воспитатель должен планировать её содержание в соответствии с содержанием образовательной работы в группе.
Для этого в плане выделена особая графа.
Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе постоянно, бессменно. Мы можем разделить материал на следующие категории:
вчера сегодня завтра
материал известный, пройденный, который применяется в личном опыте, в повседневной жизни для приобретения новых знаний материал, с которым дети начинают непосредственно знакомиться на занятиях или в других совместных формах взаимодействия с взрослыми содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем, который будет создавать предпосылки к дальнейшей деятельности.
Создавая в развивающую предметно-пространственную среду в своей группе предусмотрите возможность создания и использования игровых макетов. Особую актуальность игровые макеты приобретают в старшем дошкольном возрасте. Они способствуют развитию коммуникативной инициативы и креативности, а они являются необходимыми компонентами формирования полноценной личности.
Рассмотрим, что же такое макет?
Макет- это один из маркеров пространства. Его следует отличать от постройки из кубиков, которая возводится детьми для игры.
Макет – это фиксированная конструкция. Макеты могут быть изготовлены из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой; линолеумом, клеенкой и других подходящих материалов. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, может сохраняться длительное время и в любой момент использоваться детьми для игры.
Макет может быть готовый и использоваться больше как для наглядности, а может создаваться педагогом вместе с детьми в процессе образовательной работы. Тогда он будет являться эффективным средством развития, и помогать реализовывать задачи любой образовательной области.
Хорошо, если макет будет условно-обобщенным, многофункциональным.
Его ещё называют «универсальным». Он должен лишь наводить детей на воображаемую ситуацию, очерчивать границы игрового пространства. А в зависимости от замысла детей будет происходить его наполнение, изменение.
Условно мы можем разделить макеты на 2 типа :
Макет- модель и макет- карта.
Макет- модель Макет-карта
Небольшая плоскость. На ней располагаются устойчивые объемные сооружения: дома, дороги и светофоры, природные объекты и т. д. Для игры необходимы тематические фигурки-персонажи и различные мелкие предметы
Состоит из нескольких плоскостей, на которых обозначены места возможного расположения различных объектов. Могут быть выделены цветом водные пространства, природные территории леса, пляжа и т. д.
Для игры также нужны маркеры, мелкие игрушки.
ФГОС ДО обращает наше внимание на такие принципы построения развивающей предметно-пространственной среды как полифункциональность, трансформируемость и вариативность.
макеты должны принять форму целостного трансформируемого многофункционального комплекса, обеспечивающего игровые запросы, как отдельных детей, так и детских игровых объединений.
Предложенные Н. А. Коротковой мозаичные макеты- карты создают в группе многофункциональный игровой комплекс, обеспечивающий как игровые запросы детских игровых объединений, так и отдельных детей. Ребенок имеет возможность при необходимости выйти из общей игры и развивать свой сюжет.
Что же они из себя представляют?
Это набор листов из плотного материала, на которые нанесены условные изображения. Материал должен быть достаточно прочным и жестким, чтобы дети могли передвинуть уже «обустроенный» лист, и в то же время достаточно легким, если они задумают его перенести. Можно использовать ДВП (на древесноволокнистую плиту толщиной 4 мм) Размер мозаичных макетов-карт обуславливался соразмерностью их детским столам, игрушкам- персонажам и предметам оперирования, обычно используемым в режиссерской игре детьми. Макеты должны быть совместимы по цвету и по графике.
Коротковой Н. А, предложены наиболее распространенные темы для игры, четыре макета-карты : город, порт, остров и река. Два макета с городским ландшафтом и два – с природным. Каждый макет разделен пополам, т. е. восемь макетных листов.
Ещё раз остановимся на размерах (можно записать)
Размер половины макета составляет 500 х 700 мм, а всего макета 1000 х 700 мм.
Основное требование к изображениям: они должны быть узнаваемы детьми, хотя и изображены условно, символично и не обладать множеством излишних деталей.
Очень важна совместимость макетов друг с другом. При развитии сюжета игры дети смогут объединить макеты и начать совместную игру. А так же ребенок имеет возможность ограничить личное игровое пространство, используя отдельный макет или его половину.
Макеты хорошо вписываются в пространство группы. Листы макетов, расположенные вертикально (у стены или в специальной стойке, компактны и удобны для хранения в ограниченном пространстве группового помещения.
К макету необходимы : игрушки- маркеры пространства, игрушки-персонажи, игрушки- предметы оперирования
Можно использовать реалистичные игрушки, а так же условные (предметы-заместители) Главное, чтобы они соответствовали размеру макета, чтобы ими было удобно играть.
Объединению детей для игр с макетом способствует наличие игровых наборов по разным темам. Фигурки-персонажи оживят макет. Но для обыгрывания и реализации самых разных замыслов обязательно должен быть полифункциональный материал, который дети смогут выбрать самостоятельно.
Подключая для создания макета изобразительную деятельность, мы позволяем свободно развиваться детскому замыслу и творческой инициативе.
И маркеры пространства и персонажей дети могут создавать из пластилина, природного материала, из бумаги и т. п. Ребенок может один персонаж превратить в любой другой., Создать свою сказочную страну, преобразовать один пейзаж в другой. Накапливающиеся наборы персонажей и антуража к макетам должны сохраняться и быть доступными для свободного выбора детей.
Как способствовать играм детей с макетами? Главное - надо поддерживать интерес и максимально развивать кругозор детей.
Следует читать детям произведения, содержание которых можно отображать в играх. Художественные тексты могут помочь детям определиться с темой игры, подбором персонажей. Хороши для этих целей и мультфильмы.
Два-три «универсальных» макета следует держать в группе постоянно, время от времени обновляя их наполнение.
Использованные источники:
docplayer.ru/31105191-Zhurnal-doshkolnoe-vospitanie-1-2012.html
nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2