Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром»

Елена Строганова
Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида №15 «Земляничка

Консультация для воспитателей

Личностно-ориентированный подход

в ознакомление детей раннего возраста

с окружающим миром

Подготовила и провела:

воспитатель первой

квалификационной категории

Строганова Е. А.

г. Дмитров

Публикация «Консультация для воспитателей „Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром“» размещена в разделах

Личностно-ориентированный подход ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности.

Мы считаем, что такой подход обращает меня к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции.

Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.

Личностно-ориентированный подход к ребенку в образовательном процессе объединяет следующие идеи:

- Новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса.

- Демократизация педагогических отношений.

- Новую трактовку индивидуального подхода.

- Формирование положительной Я – концепции у ребенка.

Новый взгляд на личность я представляю следующими позициями:

- Личность проявляется, выступает уже в раннем детстве.

- Личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе.

- Личность – цель образования, а не средство для достижения каких-либо внешних целей.

- Каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы.

Личностные отношения являются важнейшими факторами, определяющими результаты учебно-воспитательного процесса.

Суть нового индивидуального подхода мы видим в том, чтобы идти в системе образования не от учебных занятий к ребенку, а от ребенка к учебному занятию, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, обучать его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Личностный подход включает формирование у ребенка положительной Я – концепции. Для этого, в первую очередь, необходимо видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы пребывание в детском саду, а также обучение приносили ребенку радость. Исключить акценты на недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я – концепции ребенка.

Представить возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности.

Хотя современные занятия стали более гибкими по целям и задачам, вариативными по формам и методам проведения и т. д., но, на наш взгляд, их не всегда можно считать личностно-ориентированными.

Суть личностно-ориентированной педагогики заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого малыша. При этом от педагога потребуется пересмотр ряда привычных профессиональных позиций.

В первую очередь это:

1. Опора на субъективный опыт ребенка.

Сообщаем детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

2. В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие меня как педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок имеет возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать (“усваивать”) все, что мы сообщаем.

В этом смысле мы выступаем, как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

3. Продумываю, какой материал буду сообщать, и как он будет перекликаться с личным опытом детей.

4. При организации личностно-ориентированного занятия профессиональная позиция состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша.

Во-вторых, необходимо знание психофизических особенностей.

Обычно, готовясь к занятию, подбирается дидактический материал, который позволяет использовать задания разной степени трудности.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от нас еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом.

В-третьих, очень важно моё участие в занятии на равных с детьми в роли равноправных партнеров.

Общение на занятии построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого относим все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) – к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы – к индивидуальным.

Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в холе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения партнерами по познанию.

Для реализации личностно-ориентированного подхода использую следующие рекомендации к подготовке занятия:

Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.

Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания.

Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).

Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).

Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:

а) использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;

б) проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;

в) использование содержания субъективного опыта всех участников занятия в диалоге “ребенок - педагог” и “ребенок - дети”.

Результативность проведенного занятия предусматривает:

- обобщение полученных занятий и умений, оценку их усвоенности;

- анализ результатов групповой и индивидуальной работы;

- анализ степени активности каждого ребенка;

- внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

Эффективность данной работы определяется степенью активности и заинтересованности детей на занятии.

А самоанализ занятия по данным направлениям позволяет определить достигнуто ли то, что было запланировано.

В первую очередь, для успешной реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях необходима сформированность личностной позиции у педагога, высокая степень педагогической осознанности.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы»Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы» Как известно, у детей раннего возраста преобладает наглядно-действенное мышление, то есть они живут по принципу "Что вижу, с чем действую,.

Использование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возрастаИспользование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возраста Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные» Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, художественной литературе в разновозрастной группе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй группе раннего возраста «А вот и зима» Программное содержание. Знакомить детей с самыми характерными признаками зимы (зимой холодно, идет снег, со свойствами снега, учить устанавливать.

Конспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группыКонспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группы НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать.

Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентацияЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности. ФотоотчетОзнакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности. Фотоотчет Тема самообразования ««Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности» Темой моего.

Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группыОзнакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группы Ознакомление с окружающим миром для младшей группы "Знакомство с осенью" Задачи 1. Знакомить детей с понятиями о зимовке животных. 2. Закреплять.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе 1. «Я – человек» Цели: Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; - Учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром»
Опубликовано: 24 декабря 2023 в 19:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Строганова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД