Елена Тихонова
Консультация для воспитателей «Как знакомить детей с народами разных национальностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 35 «Колобок» города Чебоксары
«Как знакомить детей с народами разных национальностей»
Материал подготовила
Старший воспитатель
Тихонова Е. И.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как знакомить детей с народами разных национальностей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа и культуре народов других национальностей. написано много, так как это одна из задач нравственно-патриотического воспитания. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Средствами ознакомления дошкольников с народами других национальностей является : предметная среда группы, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Задачи которые может ставить воспитатель
— развитие интереса к русским традициям и промыслам и традициям и промыслам народов других национальностей;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех ;
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие и национальные праздники и т. д.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий от которого зависит их быт, характер труда и т. д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Воспитатель формирует национальное самосознание ребенка путем ознакомления с обычаями, традициями и ценностями народа. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период определяет основы характера и нормы поведения, во многом зависящие от социального окружения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания была забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций и обычаев, передаче подрастающему поколению, житейского, производственного, педагогического опыта. В чем заключается сила народной педагогики и традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Для решения этой задачи использовались самые различные средства. Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами. Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность и ознакомления дошкольников с обычаями людей разных национальностей была народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, народе, сражается с различными чудищами, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. В сказках часто дается образец отзывчивого отношения к окружающему.
Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках. Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.
Многочисленные обычаи и традиции разных народов можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения.
Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.
Специфика сказки в том, что она - продукт творчества определенного народа и содержит в себе сюжеты, образы, ситуации, специфичные для определения этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, названиях животных и растений, особенностях места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку («жил да был…», «в некотором царстве, в некотором государстве…» и т. д., от сказителя к сказителю, от этноса к этносу.
Сказка выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. А. С. Пушкин писал о ней: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Именно «намек», а не нравоучение, не идеологическая директива содержится в сказке, ее сюжете, ее образах.
Сказке присуща креативная функция, т. е. способность выявлять формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней реальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплекс отчужденности, пробудить «спящие», не выявленные творческие (поэтические и т. д.) способности.
Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к ним. Используя сказочные предметы, мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает опыт, успешно развивать творческий потенциал детей. Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, формируют первые ступени этнической идентичности. В частности, сказки знакомят детей с персонажами славянской мифологии (леший, Святобор, Межевик и другие помощники человека в природе, с народными традициями, обычаями. Очень важно, чтобы сказка оставалась такой, какая она есть: доброй и строгой, справедливой и умной.
Литература:
Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. - М. : ТЦ Сфера, 2012