Сусанна Колесник
Консультация для родителей «Как знакомить малышей с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
У людей,живущих в современном обществе,множество проблем. Но одной из самых острых является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Как родители,самые близкие ребенку люди, могут приобщить его к живой и неживой природе;что доступно пониманию малыша 3-4-х лет в области явлений и объектов нерукотворного мира?Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно соприкасаются с ее объектами или явлениями. Они привлекают малышей прежде всего красотой,яркостью красок,разнообразием. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка,будит его фантазию. В процессе приобщения детей к миру природы взрослому нельзя ограничиваться работой по организации познания явлений и объектов окружающего. Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить,но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Так, в движениях, в танцах,интонациях ребенок отображает свое отношение к таким явлениям природы, как листопад,метель, имитирует повадки животных. Только в сочетании этих двух сфер - познания действительности и выражение отношения к ней- возможно развитие экологической культуры ребенка. Детей 3-5 лет целесообразно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения,т. е. природой тех мест,где они живут. Ребенку этого возраста важно ощутить на себе воздействия этих объектов или явлений: посмотреть,потрогать,понюхать,послушать,попробовать на вкус. При этом взрослому не следует перегружать детей инфомацией. Развитию творческого познания природы способствует не совокупность знаний, а представления об основных закономерностях природы. В младшем дошкольном возрасте это сменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе от меняющихся условий неживой природы. В этом возрасте мы развиваем у детей представления об отдельных явлениях неживой природы (день-ночь,холодно-жарко,пасмурно-ясно.).При ознакомлении с теми или иными объектами,взрослому нужно опираться на чувственный опыт ребенка и использовать наглядность. Особенность детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Эмоциональный настрой во многом зависит от организации с детьми (наблюдения,чтения книг,игры, проведения опытов и т. д.).Привлечь внимание ребенка к средствам и способам познания окружающего может любой сказочный персонаж,например старичок-лесовичок. Этот персонаж будет приходить к ребенку и приглашать его на прогулку; приносить разнообразный природный материал, из которого получаются чудесные поделки. Если вы,уважаемые родители, ненадолго "вернетесь" в свое детство, то вспомните, как делали бусы из ягод,человечков из початков кукурузы,орехов. Изготовление поделок не только сближает малыша с природой, но и дает радость созидания,творчества. Дети рассматривают материал, ощупывают,исследуют его. Таким образом развивается восприятие ребенка:он начинает различать форму, цвет т другие свойства предметов. Работа с природным материалом развивает внимание и мышление ребенка: он рассматривает сделанный вами образец поделки,анализирует, из каких частей она состоит и из чего она сделана,какой дополнительный материал потребуется. Не забудьте вместе с лесовичком похвалить ребенка,полюбоваться игрушкой. Это вызовет у него желание выполнять новые,более сложные поделки, поможет преодолеть трудности,будет способствовать развитию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое до конца. Что еще доступно пониманию ребенка трех лет в области природы?Очевидно,это представления о растениях и животных ближайшего окружения. Знакомясь с растениями парка,леса,сквера, дети учатся отличать деревья от травянистых растений. Обратите внимание на разнообразную форму листьев, на окраску и запахи цветов. Прочтите детям небольшое стихотворение, загадайте простые загадки о тех деревьях и цветах, которые встречались вом на прогулке. Иногда старичок-лесовичок будет присылать посылки с книгами. Художественная литература о природе воздействует на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Но нельзя ограничиваться лишь чтением и обсуждением литературы, ведь дети очень активно познают мир и сами хотят потрогать разнообразные объекты, поиграть с ними. Тогда их представления и обобщения будут иметь осознанный и устойчивый характер. Проводите с детьми разнообразные игры с песком, водой, снегом,камушками, экспериментируйте с ними, ставьте несложные опыты. Ознакомление с природой -довольно сложная тема. Освоение и понимание ее законов требует не только рациональных подходов и знаний. Необходим чувственный опыт детей, да и самих взрослых. Ваша работа будет осложняться тем, что ребенок может видеть, как взрослые нарушают элементарные нормы и правила поведения по отношению к природным объектам: ломают ветки деревьев,оставляют мусор в местах отдыха. В таких случаях, если ребенок обратил внимание, можно не стесняясь говорить ему о том, что взрослые поступают неправильно. Человеку нужно разумно и осторожно пользоваться богатствами природы и тогда она щедро вознаградит его. Мы уверены, что ваши усилия по воспитанию экологической культуры ребенка не пройдут бесследно.