Любовь Вдовиченко
Консультация для воспитателей «Как работать с иллюстративным материалом».
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию речи детей – дошкольников предполагает и использование картин, картинок, открыток, другого иллюстративного материала.
В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как работать с иллюстративным материалом“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок с помощью педагога может составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
Существует три основных вида работы с картинами, отличающиеся задачами и методикой:
1. Рассматривание картин.
2. Рассказывание по картине.
3. Беседа по картине.
1. Рассматривание картин используется во всех возрастных группах.
Методика рассматривания аналогична методике обследования предмета и похожа на методику наблюдения. Она включает три этапа:
1) целостное восприятие картины;
2) рассматривание отдельных предметов (строение, форма, цвет, расположение в пространстве, детали) и центральных «героев» картины;
3) возвращение к целостному восприятию картины, определение ее настроения.
Главными задачами рассматривания являются:
1. Формирование умения рассматривать и понимать содержание картины.
2. Знакомство с окружающим предметным и природным миром. Закрепление представлений об окружающем мире.
3. Воспитание правильного отношения к окружающему миру.
4. Некоторые программные возрастные задачи по звукопроизношению, формированию грамматического строя речи и связной речи.
Процесс целенаправленного рассматривания необходимо воспитывать, чтобы ребенок не «бегал» глазами по картине. И если в сензитивный период (на протяжении всего дошкольного детства) процесс рассматривания не сформирован, то ребенку будет очень трудно овладеть им в школе.
Постепенно между процессом рассматривания и процессом рассказывания происходит временное свертывание – эти процессы автоматически, незаметно для ребенка сближаются. Вот почему в школьных программах указано: «рассматривание и рассказывание по картине».
Обратите внимание: одновременное «рассматривание и рассказывание» предполагает, что процесс рассматривания уже освоен в детском саду.
2. Рассказывание, т. е. составление рассказов по картине.
Составление рассказов (или придумывание рассказов, сказок и т. д.) по картине дети осваивают постепенно. Сначала составляют рассказ по одной игрушке, затем по предметной картинке, затем по картине малого сюжета, а потом по серии картин, сюжетной или пейзажной картине.
Это может быть рассказ:
- по плану, предложенному воспитателем;
- из опыта детей;
- творческий рассказ;
- рассказ описательного характера и др.
Главные задачи рассказывания иные, а именно:
1. Развитие связной речи.
2. Активизация и обогащение словаря.
3. Введение в рассказ диалогической, прямой речи героев.
4. Освоение грамматического строя речи.
3. Беседа по картине.
В беседе можно использовать сразу несколько картин или две картины (при приеме сравнивания, но всегда картина может и должна служить фоном для разговора.
Беседу по картине можно включать как часть занятия, но лучше всего использовать ее в совместной речевой деятельности воспитателя с небольшой подгруппой детей или с одним ребенком.
Главные речевые задачи (беседы) по картине следующие:
1. Развитие коммуникативной речи ребенка: умения пользоваться устной речью; использовать элементы разговорной речи (вопросы, ответы, краткое и развернутое сообщение, суждение).
2. Развитие доказательной и объяснительной речи.
3. Развитие логического мышления.
4. Упорядочение системы знаний и представлений.
В такой беседе дети не ограничены сюжетом, как в рассказе по картине. Это свободный диалог взрослого с ребенком как с партнером.
Приемами, побуждающими детей к открытости, несомненно, будут обращения взрослого:
- О чем ты хочешь спросить?
- Как ты считаешь?
- Каково твое мнение? Мне интересно.
- А что ты об этом думаешь? И т. п.