Елена Борисова
Консультация для воспитателей «Как организовать тематический день: новые идеи для воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Если содержание образовательной деятельности не связано с жизнью детей в детском саду, то они о ней быстро забывают. Решить эту проблему просто. Предложите воспитателям провести тематический день : посвятить все режимные моменты одной теме. Расскажем подробно, как выбирать тему, что включить в сценарий тематического дня и как организовать деятельность воспитанников.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как организовать тематический день: новые идеи для воспитателя“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Педагогические коллективы разных дошкольных образовательных организаций по-своему проектируют модель образовательного процесса и составляют свою образовательную программу. При этом каждый воспитатель может и должен самостоятельно моделировать образовательный процесс в группе. Творческий подход к этому вопросу предполагает, что педагог:
• частично или полностью меняет тему;
• корректирует содержание работы с детьми;
• учитывает региональный и культурный компоненты, особенности возрастной группы и ДОО.
Разработать модель образовательного процесса можно, включив в нее тематические дни.
Что такое тематический день? Это когда педагог выбирает определенную тему, чтобы решить образовательные задачи, и объединяет ее с праздником или событием календаря. Таким образом, эта тема находится в центре педагогического процесса.
В основе работы воспитателя с детьми в ходе тематического дня лежит режим. Содержание нанизывается на все режимные моменты (утренний прием, гимнастику, прогулку и т. д.) и связывается с непрерывной образовательной деятельностью.
Для детей это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. Дошкольники узнают много нового, полезного и интересного, мастерят, рисуют, фантазируют. В групповой комнате появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжает кукольный театр.
Для воспитателя тематический день – это педагогическое творчество, смекалка, перевоплощение, погружение детей в тему, чтобы что-то до них донести.
Такая система организации образовательного процесса с включением тематических дней строится на принципах ФГОС ДО1 и предусматривает:
• комплексно-тематическое планирование;
• интеграцию образовательных областей;
• разнообразные виды детской деятельности и формы их организации.
Какие задачи решит воспитатель с помощью тематического дня
С помощью тематических дней воспитатель сможет планировать интересную и содержательную работу с дошкольниками, решать различные образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Когда ребенок участвует в тематическом дне, у него развивается познавательная мотивация и увлеченность, он начинает следовать культурным нормам – в том числе правилам взаимодействия с другими людьми.
Побуждайте воспитателей разрабатывать сценарии тематических дней как для всего детского сада, так и для отдельных возрастных групп. Только делать это надо творчески, не загоняя воспитателя еще в одну ловушку – обязательность.
Обсуждайте каждый сценарий с педагогами до и после тематического дня и самые удачные сохраняйте в методическом кабинете детского сада. Результатом творческих усилий всего педагогического коллектива станет копилка интересных сценариев.
Такой опыт работы пригодится другим воспитателям, разнообразит модель образовательного процесса, найдет свое место в образовательной программе или станет традицией ДОО.
Как выбирать тему
Чтобы выбрать тему дня, обратитесь к календарю знаменательных событий и памятных дат. В дошкольном возрасте дети учатся различать праздничные и будние дни, узнают, что есть международные и государственные праздники, что каждый из них имеет свою историю. Ребенок должен почувствовать эмоциональную составляющую праздника – состояние, когда он участвует в подготовке к мероприятию: украшает группу, делает подарки и сувениры. Дети испытывают особые эмоции, когда поздравляют с праздником и получают поздравления.
Решите на педагогическом совете, сколько и какие по содержанию тематические дни воспитатели проведут в течение учебного года. Зафиксируйте это в образовательной программе ДОО.
Например, в летний период тематические дни можно посвятить Международному дню защиты детей, Всемирному дню молока, Всемирному дню родителей, Всемирному дню детского футбола, Всемирному дню шоколада, Международному дню дружбы, Международному дню шахмат.
Содержание тематического дня может быть единым для всех возрастных групп или только для детей конкретного возраста. Например, 1 июня в группах младшего возраста проводите тематический День молока, а в группах старшего дошкольного возраста – День защиты детей.
Что включить в сценарий тематического дня
Если образовательный процесс в детском саду представляет комплексно-тематическую модель и образовательные задачи реализуются не только на занятиях, но и в других режимных моментах, используйте технологию сценирования. Это новое направление в педагогической практике.
Воспитателям следует отойти от традиционного написания плана-конспекта занятия и составить сценарий всего дня или его составляющих (утреннего приема, тематической прогулки и т. д.).
Чтобы составить сценарий тематического дня, воспитателю нужно :
• объективно оценить уровень своей работы, обстановку и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность в момент планирования (что дети уже освоили, какие результаты получены);
• выделить цель и задачи, соотнести их с образовательной программой, возрастным составом группы, приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
• наметить результаты работы, которые должны быть достигнуты (что дети узнают новое, чему научатся, какие качества личности у них будут формироваться);
• выбрать оптимальные формы, средства, методы, чтобы получить планируемый результат.
План-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач и интеграцию образовательных областей.
Например, в преддверии Всемирного дня солнца организуйте в детском саду тематический День солнца. Основные его цели – вызвать у детей положительные эмоции, развить познавательный интерес к исследовательской деятельности. Пусть воспитатели расскажут дошкольникам о том, что такое Солнце, причинах смены суток и сезонов. Проведут опыты и эксперименты, предложат воспитанникам нарисовать приветственные открытки-поздравления, совместно придумать эмблему праздника, подарить сувениры друг другу и воспитанникам младших групп. Мероприятия в рамках данного тематического дня могут быть не только в группах, но и на территории ДОО: игры с солнечными зайчиками и мыльными пузырями, эстафеты и конкурсы, наблюдения за солнцем через солнечные очки и цветные стеклышки, игра «Почему наступает другой день (сезон)».
В качестве примера в приложениях 1, 2 представлены планы-сценарии Дня здоровья для детей младшего и среднего дошкольного возраста и Дня друзей для детей старшего дошкольного возраста.
Как провести тематический день
Во время тематических дней воспитатели должны проявлять творчество, учитывать уровень знаний и умений детей своей группы, придумывать сюрпризные моменты, элементы включения дошкольников в игры и занятия.
Раскрывать тему дня следует в эмоционально-образной форме. Важно не только сообщить новые знания, но и организовать «проживание» темы в разных видах детской деятельности:
• играх;
• познавательно-исследовательской деятельности;
• экспериментировании;
• изобразительной деятельности;
• через восприятие художественной литературы, музыки.
Воспитателям следует включать детей старшего дошкольного возраста в подготовку тематических дней. Для этого нужно обсуждать с ними, как преобразовать предметно-развивающую среду, игровые уголки. Использовать фразы типа: «Давайте обсудим…», «Как вы думаете, что будет лучше…" и т. д. Это формирует у дошкольников уверенность, ответственность, чувство взрослости.
Важно правильно оснастить предметно-развивающую среду в группах в соответствии с темой дня. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Например, при подготовке ко Дню музыки особое внимание воспитатель должен уделить центру музыкального развития детей (музыкальному уголку). Вместе с музыкальным руководителем подобрать в соответствии с возрастом детей:
• музыкально-дидактические игры;
• картинки для рассматривания с изображением музыкальных инструментов;
• сюжетные картинки, на которых дети поют, танцуют, играют на инструментах;
• портреты уже знакомых композиторов и тех, с которыми предполагается познакомить дошкольников;
иллюстрации к их произведениям;
• детскую литературу по теме и др.
При организации разных видов детской деятельности, объединенных одной темой, роль воспитателя становится свободной, партнерской: вместе играем, экспериментируем, ищем ответы на вопросы, занимаемся творчеством. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми делает процесс эмоционально насыщенным и результативным.
Игра занимает в тематическом дне особое место. Воспитатель должен создать условия, чтобы заинтересовать детей различными видами игр, сформировать у них игровые умения. Игра во время тематического дня – свободная самостоятельная деятельность дошкольников. При этом нужно продумать, как реализовать большую часть ее содержания.
Позиция воспитателя «А давайте еще придумаем…" позволит наполнить образовательный процесс интересами детей. Они станут не исполнителями, а активными участниками моделирования игры.