Альфия Серебренникова
Консультация для воспитателей «Как формировать мышление малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление начинает развиваться на первом году жизни вместе с началом предметной деятельности. И первым появляется предметно-действенное мышление.
Ребёнок действует с предметами, ориентируясь на их свойства, в 1 год малыш не будет пытаться прокатить кубики; чтобы достать игрушку из посуды с закрытой крышкой, он просто откроет крышку.
На втором году жизни малыш находит решение некоторых ситуативных задач. Например, подставляет стул, чтобы достать предмет, убранный высоко. Или возьмёт длинный предмет (палку, чтобы выкатить закатившийся под шкаф шарик.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Исходя из вышесказанного следует вывод: развитие предметного мышления происходит в совместной предметной деятельности детей и взрослых.
Знакомьте малыша с новыми свойствами предметов. Начиная с 8 месяцев у ребёнка появляются первые предметные действия. Сначала он учится доставать предметы из ёмкости, потом вкладывать из обратно, потом – открывать крышку и закрывать её, крутить вертушки и колёса, прокатывать машинки, мячи, ближе к 11 месяцам ребёнок учится ставить кубы друг на друга и снимать кольца пирамиды, позднее, уже на втором году жизни малыш нанизывает кольца с широким отверстием на ось и строит башни из 3-4 кубов, появляются осмысленные действия со вкладышами (в т. ч. вкладными чашками). К этому возрасту малыш уже воспроизводит некоторые сюжетно-бытовые действия: катает в кузове машины куклу, укладывает и укрывает её. На втором году появляются орудийные действия: начинаются они с употребления ложки в кормлении. Этой ложкой малыш также кормит куклу и ею достаёт из супа фрикадельки, не намочив рук.
Предметное мышление постепенно совершенствуется, оно не прекращается с появлением иных видов мыслительной деятельности, продолжая развиваться в течении жизни (уже произвольно).
С 3-го года жизни начинает проявляться образное мышление. Связано оно с развитием понимания речи, с накоплением словарного запаса, появлением аналитических процессов. Дети начинают обобщать слова и предметы по существенным признакам, группировать их и давать группам свои названия.
В 2, 5 года ребёнок уже знает (некоторые и называют) цветы, деревья, ягоды, птицы, игрушки.
К 3-м годам дети знают и называют посуду, одежду, машины, мебель, людей.
К 3,5-4 годам в лексиконе ребёнка появляются названия транспорт, обувь, времена года, части суток, одежда по сезонам, овощи и фрукты. Этот вид мышления развивается вплоть до школьной скамьи, формирование образов происходит и далее, в течение периода обучения.
С 4-го года жизни у ребёнка развивается логика. Он уже сравнивает, делает выводы. Логика проявляется в таких ситуациях: найди 4-й лишний, что не так на картинке, сравни 2 картинки и найти отличия. Логика развивается в течение дошкольного и начального школьного периода.
С 2, 5-3-х лет у ребёнка появляется счёт. Сначала он порядковый, в 3 года – до 3-х, в 4 года – до 5-ти, в 5 лет – до 10-ти, в т. ч. и простейшие арифметические действия на +-1.