Оксана Быкова
Консультация для воспитателей «Как дыхание влияет на речь»
▼ Скачать + Заказать документы
1) Звукопроизношение. Важно уметь выдыхать через рот сильно и направленно для произношения большинства звуков русского языка. А для М, Н и из мягких пар нужно умение направлять воздушную струю в нос.
2) Слоговая структура слова. Длинные слова, слова сложной слоговой структуры, слова со стечениями согласных сложно произносить, не имея хорошего выдоха.
3) Плавность речи - это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха*.
4) Интонация. Для управление интонационными характеристиками высказывания нужен определенный запас воздуха, дающий ресурс для «маневров».
Публикация «Консультация для воспитателей „Как дыхание влияет на речь“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
5) Связная речь. Предложение за предложением, связанные не только смыслом, но и временем высказывания, логикой, интонацией образуют текст. Для продуцирования текста нужен воздух. Дыхательная система не должна «уставать».
Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения. Есть множество вариантов упражнений для координации носового и ротового вдоха и выдоха, все они сводятся к системе Ипполитовой Ф. А. Последовательность работы:
вдох осуществляется через нос, выдох то же через нос;
вдох осуществляется через рот, выдох через нос;
вдох осуществляется через нос, выдох через рот;
вдох осуществляется через рот, выдох тоже через рот.
Помимо дифференциации носового и ротового выдоха добавляются упражнения на поддувание и выработку целенаправленной воздушной струи. Все эти упражнения имеют целью научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Они в конце концов сводятся к естественному дыханию при говорении – вдох носом, выдох – ртом.
Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Например, вдох носом, после чего спокойно произнести: о___х___ или а___х___, выпуская воздух через рот.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
• выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
• проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
• заниматься до еды;
• заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
• дозировать количество и темп проведения упражнений;
• вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
• вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
• в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
• после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.