Наталья Чадина
Консультация для воспитателей «Пластилин как первая помощь в развитии мелкой моторики»
1
Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является лепка. Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином : учатся раскатывать, сплющивать, вытягивать. Эти способы помогают ребенку создавать сложные композиции.
Пластилин - мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе важно знать:
1) Твердый пластилин нужно разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);
Публикация «Консультация для воспитателей „Пластилин как первая помощь в развитии мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лепка. Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2) При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, сплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
3) Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;
4) На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сложно. Среди детей достаточно много плохо говорящих детей. Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего. Огромное значение приобретает цвет пластилина, как средство выразительности. Дети учатся смешивать разные цвета
2
для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».
Каждое занятие содержит не только практические задачи (сплющивание, смазывание, катание колобком и т. д., но и воспитательно-образовательные, творческие способности ребенка, умение общаться с другими людьми, развивается мелкая моторика пальцев.
Не все дети правильно могут передать в лепке, что они хотят слепить. Детям необходимо развить эти навыки, т. е. умение владеть рукой и пальцами, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться пластилином и стеком. У многих детей наблюдаются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кистей рук. И здесь задача взрослых помочь ребенку овладеть этими навыками. Если дома ребенок не хочет заниматься с пластилином, то взрослый может применить при этом игровой прием: «Катя, к нам в гости пришел Ушастик. Давай мы покажем Ушастику, как мы умеем играть с пластилином».
Работа с пластилином направлена на решение следующих задач:
· Дать детям возможность через лепку выплеснуть отрицательные эмоции
· помочь детям почувствовать себя свободным, дать возможность удивляться, радоваться
· доставить детям радость от тесного общения с пластилином, глиной, тестом
· развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.
Нетрадиционная техника использования пластилина на картоне называется пластилинография.
Использование приемов и материалов нетрадиционной техники (наряду с традиционной лепкой) позволяет добиться следующих результатов:
3
1. Дети увереннее работают с пластилином, у детей в итоге нет одинаковых работ.
2. Дети становятся более внимательными, учатся видеть красоту природы.
3. Лепка становится для детей более интересной, увлекательной.
Главной задачей при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук, такая координация зрения и движения является необходимым условием выполнения любых действий. В процессе работы по лепке улучшается речевое развитие детей, формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками, преобладает повышенный тон (весёлое настроение) у детей. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение, отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно, развивается общая и мелкая моторика.
Даже ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.
А работа с пластилином с использованием нетрадиционных материалов развивает моторику рук ребенка, тактильное восприятие, так идет работа различными по качеству материалов, использование разных материалов требует ловкости в обращении с мелкими предметами, способствует координации движений рук, учат детей владеть руками.
Занятия по пластилинографии помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.
Такая деятельность интересна, разнообразна и в большинстве случаев не требует от детей высокого уровня развития навыков. Поэтому дети с удовольствием выполняют задания.