Цулукидзе Анна Георгиевна
Консультация для воспитателей «Использование песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности в вопросах использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста в познавательной деятельности.
Как известно, познавательное развитие детей дошкольного возраста – это основа всех основ. Это формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, об объектах живой и неживой природы, свойствах и взаимоотношениях. Важно сохранить у ребенка-дошкольника интерес к познанию. Существует достаточного много педагогических технологий, методов и приемов, игр для поддержания и развития интереса познания. Одной из современных технологий, являющейся средством развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста, является песочная терапия.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
История возникновения песочной терапии берет свое начало с 1940 года в Швеции. Игры с песком использовались как «тест мира», как диагностический инструмент в психиатрии. В настоящее время его используют также. Затем в Швейцарии был разработан метод «сэндплэй» (игра с песком, который использовался в работе с детьми, а затем и с взрослыми.
Песочной терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно символическом уровне, что повышает уверенность в себе. Песочная Терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую ценность, собрать свой уникальный образ, картину мира. Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Использование песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный эффект:
- усиливается желание узнавать что-то новое, эксперементировать, работать самостоятельно;
- песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию;
- совершенствуется предметно-игровая деятельность;
- более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции;
- в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность.
Песок имеет «огромную силу», он обладает совершенно особенными свойствами, в силу необычности самого материала. Песок трансформирует агрессию в положительные заряды. Работа с песчинками активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев. Песок – очень податливый инструмент творчества. Работа с песком развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость. Песок – природный материал, наполняющий энергией каждого прикоснувшегося. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Для взаимодействия с детьми во время применения песочной терапии используют различные виды песка: «кинетический песок» (лунный, цветной песок, традиционный песок. Существуют основные принципы игры в песок :
- оживление абстрактных символов-букв, цифр, геометрических фигур;
- создание естественной стимулирующей среды;
- эмоциональная комфортность, максимальное поощрение фантазии;
- реальное проживание, проигрывание ситуаций, вместе с персонажами.
В процессе создания песочных картин используют предмета, которые можно классифицировать:
• люди, разного возраста и пола;
• наземные животные;
• летающие животные;
• обитатели водного мира;
• жилища и дома с мебелью;
• домашняя утварь и продукты;
• деревья и другие растения;
• транспортные средства;
• объекты среды обитания человека;
• аксессуары;
• естественные природные объекты.
Для проведения занятий с использованием песочной терапии существуют требования.
1. Создание условий для сознательно регулируемой деятельности детей.
2. Оречевление деятельности, как педагогом, так и ребенком.
3. Предъявление детям доступных по сложности и объему заданий.
4. Использование достаточно большого количества наглядного материала разной фактуры.
Структура занятий с песком такова:
1. Ритуал входа: правила взаимодействия с песком (песок не разбрасывать; не сыпать; не есть; не разрушать постройки других; не уносить игрушки)
2. Основная часть: развитие мелкой моторики, ознакомление с окружающим, ФЭМП.
Развитие мелкой моторики.
• Действия с песком.
• Отыскивание в песочнице предметов.
• Рисование на песке.
• Работа с контурами и шаблонами.
• Упражнения по работе с песком системы М. Монтессори.
• Закрепление образа букв через «печатанье» их на песке.
Занятия по ознакомлению с окружающим.
• С элементами исследовательской деятельности.
• Тематические занятия.
• Ознакомление с природой- географические игры, игры-экскурсии по городам.
Формирование элементарных математических представлений.
• Закрепление порядкового и количественного счета до 10.
• Учить решать задачи с помощью арифметических действий (сложения и вычитания, закреплять знания знаков (+, -).
3. Ритуал выхода (уборка рабочего места).
Используемая литература.
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. – СПб. : Издательство «Речь», 2003. – 45 с.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 90 с.
3. Кузуб Н. В., Э. И. Осипук В гостях у Песочной феи. – СПб., Речь, 2008.- 88 с.
4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., Речь, 2008.- 106 с.