Ирина Игнатьева
Консультация для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Использование музыкально – дидактических игр в работе с дошкольниками»
Влияние музыки в развитии детей велико.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Большое место отводится музыке в детских садах. Она звучит на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Музыкальное развитие оказывает, ничем не заменимое, воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, самодельные инструменты
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные игры. Консультации
- Работа воспитателя
- Темочки
По утверждению специалистов дошкольный возраст -синзетивный период для формирования музыкальных способностей (синзетивный период – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования определённых психических свойств и поведения). Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на "вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства".
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний.
Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
Музыкально-дидактические игры разрабатываются в соответствии с одним из основных принципов дидактики - принципом наглядности, предполагающим опору на зрительные, слуховые, двигательные ощущения дошкольников и учитывающим их наглядно- образное мышление.
1 группа: Игры на определение характера музыки.
Игра "Выбери смайлик"
Используем следующий игровой материал: в соответствии с
количеством детей раздаются по две карточки с изображением
улыбающегося и грустного смайлика, человечка или сказочного персонажа.
Ход игры: Звучит музыкальное произведение. Дети выбирают нужные
картинки, соответствующие характеру музыки - грустный или веселый и
рассказывают об услышанной музыке. В это время, остальные дети могут
оценивать ответы детей: если ответ правильный, дети аплодируют, если же
ответ не верный, дети молчат. Выигрывает тот ребенок, который наберёт
больше количество карточек, соответствующих характеру звучания музыки.
Игра "Музыкальные ассоциации"
Музыкальный руководитель использует дидактические карточки, на
которых изображены предметы или действия, характерные для различных
музыкальных композиций. Дети выбирают карточки и высказывают свои
рассуждения, о том с какой музыкой ассоциируется изображенные предметы
или действия.
- Красные сапожки и венок характерны для хороводного танца.
- Матросская фуражка и тельняшка подойдут для танца "Яблочко".
- Карточка с изображением барабана и солдатиков будет характерна для
маршевой музыки.
- Засыпающая девочка будет ассоциироваться с колыбельной песней.
- Елочные игрушки, конфетти и бубенчики будут свойственны новогодней,
праздничной мелодии.
- Деревянные ложки, гармонь, трещётки характерны для исполнения
народного танца.
2 группа: Игры на развитие звуковысотного слуха
Игра "Колокольчики Валдай"
Вариант 1: Каждому ребенку выдается набор разноцветных кружков,
Заранее музыкальный руководитель с детьми распределяют цветовую гамму
кружков в соответствии со звучанием того или иного колокольчика.
Ведущий - взрослый или ребенок садится за ширму и звенит по очереди
разными колокольчиками. Дети в своих наборах должны найти кружки
соответствующего цвета и показать.
Вариант 2: Играет пара детей. У каждого есть набор колокольчиков,
дети садятся спина к спине. Первый ребенок звенит колокольчиком, второй
ребенок должен отыскать в своем наборе колокольчик, соответствующий
данному звучанию и повторить перезвон. Игра повторяется по желанию
участников, можно поменять очередность играющих в паре.
3 группа: Игры на развитие чувства ритма
Игра: «Поиграем на барабане/ клавесах».
Педагог отстукивает в барабан заданный ритм, а дети поочередно его
повторяют
1. вариант игры имеет словесное сопровождение: «Эхо»
В руки палочки возьми,
И за мною повтори.
Ритм ты правильно стучи
И как эхо повтори.
2 вариант:
Дети сидят по кругу, у музыкального руководителя в руках две
барабанные палочки и барабан. Он воспроизводит ритмичные удары по
барабану, сопровождая их словами:
Ритм такой стучи и за мною повтори.
Бум-бум, тра-та-та я играю не спеша.
Барабан передается по кругу и дети поочередно воспроизводят заданный
ритм. В игре можно использовать и другие музыкальные инструменты,
например: бубен, ложки деревянные и др.
4 группа: Игры на различие тембровой окраски
«Угадай инструмент», «Угадай, на чём играю», «Кто позвал?»
Игры с воспитателями:
1. С орешками, бутылочками и т. д.
«У меня, у соседа
Взял – отдал»
2. С клавесами / карандашами
3. Гормко – тихо запоем.
Прячем предмет. Ребенок должен найти, ориентируясь на подсказки поющих. Если «холодно» - поем тише, если «горячо» -громче.
4. «Смайлик» - мажор, минор.
5. Музограмма «Трик – трак» Штраус
6. Лесенка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»