глактионова марина
Консультация для воспитателей «Использование малых жанров народного фольклора в развитии детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование малых жанров народного
фольклора в развитии детей раннего возраста»
Выполнила воспитатель
Глактионова Марина
Детский сад №10 г. Кострома
Народная педагогика выработала и оставила нам свои фольклорные жанры не только для взрослых, но и для самых маленьких детей. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование малых жанров народного фольклора в развитии детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
эстетические и дидактические достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего.
Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы и присказки- составляют основу материнской педагогики, испытанной веками. Можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви. Отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, они привносятся в жизнь ребёнка по-разному, в зависимости от возраста детей.
Пестушки включают в себя игровое взаимодействие с ребёнком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя руками и ножками малыша. «Пестовать» в старину означало нянчить маленького ребёнка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле – заботливо, любовно выращивать, воспитывать.
«Потягушечки!
Потянушечки!
Поперёк толстушечки,
Руки – хватушечки,
Ноги – бегушечки.»
«Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки,
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая
Ни конца ни края.»
Постепенно пестушки сменяются потешками – так называются песенки- приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. Потешать раньше означало порадовать, утешить.
Утешаться – это успокоиться на чём-то весёлом, жизнерадостном, перестать горевать, успокоиться. Потешки рассчитаны на активность самого ребёнка, который самостоятельно выполняет игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики», похлопывание руками («ладушки», прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т. п.
В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы ребёнок понимал, что речь идёт о нём. Ему будет очень интересно, если воспитатель разыграет эту потешку перед ним с куклой:
«Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдёт,
Через киску упадёт!»
Для малышей 2-го года жизни подбираются потешки, которые не только понятны ребёнку по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра. Потешкой можно «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Например, умывая ребё нка можно сказать:
«Водичка – водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
Одевая ребёнка на прогулку, воспитатель может развлечь его следующими строчками:
«Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая».
Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребёнка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком:
«Пришёл кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел».
Следует принять во внимание, что для маленького ребёнка значимыми бывают не только разговоры, рассказы о чём-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе:
«В светлом теремочке
Выросла Лизуша
Люди её любят
Все её голубят».
Вариант для мальчика:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший
Коленька пригожий».
При этом можно держать детей за руки и водить хоровод.
В пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность, наставительность. Ещё больше этих особенностей видится в прибаутках.
Прибаутки не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для детей 2-го – 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определённые представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики, например:
«Собака на кухне
Пироги печёт
Кот в углу
Сухари толчёт.
Кошка в окошке
Платье шьёт.
Курочка в сапожках
Избушку метёт».
Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне.
Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр даёт прекрасный материал и для ознакомления с окружающим миром, и для социального развития маленького ребёнка, и для быстрого и лёгкого развития речи малыша, причём получает он это в иносказательной, игровой, занимательной для него форме:
«Сидит белка на тележке
Продаё т она орешки:
Лисичке-сестричке
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку».
Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребёнку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях. Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят её.
Особый вид прибауток – песенки небылицы, которые помогают понять малышу реальное и фантастическое, укрепляют ребёнка в правильном восприятии и ощущении мира.
«Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках».
Дети раннего возраста воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное! Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора.
Из песенок и сказок, таких как «Пошёл котик по дорожке», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» и других произведений, маленький ребёнок узнаёт об окружающем мире, о явлениях природы, о животных и о том, что считать хорошим и что плохим. В детское сознание незаметно входит понимание того, как важна помощь даже самого маленького в общем деле, и как зазорно остаться в стороне – «Репка», «Сорока-ворона», как необходима забота друг о друге и своевременная помощь в беде – «Как коза избушку построила», «Тили-бом», «Кисонька-Мурысенька», как весело жить и работать сообща – «Теремок».
Фольклор для маленьких – это народная дидактическая кладовая, приобщающая детей к поэтическому слову, быстрому и лёгкому развитию речи малыша, обогащающая его духовно и развивающая физически.