Елена Лакетко
Консультация для воспитателей «Использование ИКТ технологий при ознакомлении дошкольников с художественной литературой».
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование ИКТ технологий при ознакомлении дошкольников с художественной литературой“,» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Слайд 3
В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В ФГОС особое внимание уделяется знакомству с книжной культурой и литературой.
слайд 4
Я вижу сегодня присутствует много молодых педагогов, поэтому я позволю себе немного теории.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Веракса, Васильевой, Комаровой издания 2015год работу по ознакомлению с художественной литературой вывела из ранга занятий, но рекомендует как ежедневный вид деятельности. Как у вас коллеги строится работа в этом направлении? И перед нами встала задача как построить планомерную работу и при этом соблюсти все требования.
Слайд 5
Прежде всего составили перспективный план, определили время в режиме дня и форму проведения: организованная образовательная деятельность проводится в виде культурной практики- литературная гостиная, во вторую половину дня (1раз в неделю). В режимных моментах используются знакомые потешки. Беседы по пословицам и поговоркам. Самостоятельная детская деятельность включает работу педагога в книжном уголке, чтение по выбору детей.
Слайд 6
Пришли мы к такому выводу неслучайно. Потому, что вроде ознакомлению с художественной литературой и уделяется внимание, но полноценно познакомить детей с жанровыми особенностями произведений, авторскими произведениями вскользь невозможно.
Слайд 7
Методы, которые мы используем при ознакомлении дошкольников с художественной литературой. Но особо хочется остановиться на наглядных.
слайд 8 -14
Диафильмы – незаслуженно забытый вид искусства. Здесь уместно сказать об интеграции с ОО «Художественно – эстетическое развитие», так как создавали диафильмы мастера – художники высочайшего класса. По некоторым художественным произведениям создано несколько диафильмов в авторстве разных художников, поэтому детям можно представить диафильмы с точки зрения изобразительного искусства. Диафильмы сегодня-это не маленький светлый экранчик, мультимедийные технологии позволяют вывести картинку на большой экран, где ребенок сможет рассмотреть картинку детально. Некоторые диафильмы, отредактированы и озвучены, Приоритетом диафильмов являются большие, высокохудожественные иллюстрации практически на каждую строчку произведения. Педагог сам управляет процессом, читая текст, дает образец выразительности речи, при необходимости может остановиться на любом слайде, обсудить непонятное слово, рассмотреть подробности сюжета. В моей копилке более 50 диафильмов. которыми сегодня я готова поделиться с вами.
Мультфильмы – всеми любимый вид искусства. Однако, оговорюсь сразу, в своей работе я использую только мультфильмы русские, советского периода. Так как они более нравственные, высокохудожественные. При чтении некоторых программных произведений к примеру «Рассеяный», «Дядя Степа» и другие, я столкнулась с тем, что не все явления описанные в произведении дети поняли и восприняли в виду малого жизненного опыта, слова встречаются вроде не архаичные, но окружение маленького города,в котором мы живем не позволяет получить им этот жизненный опыт. А посмотрев мультфильм после прочтения произведения дети поняли не только смысл, но и юмор произведения. И уже сами использовали в быту название «рассеянный с улицы бассейной» уже в качестве нарицательного имени в адрес неряшливого ребенка. Мультфильмы по сказкам –это просто сказки, от которых сам получаешь удовольствие, а дети с помощью зрительного образа лучше понимают характер героя, запоминают сюжет. Хочется обратить особое внимание коллег, что я не подменяю чтение художественной литературы просмотром мультфильмов, а только дополняю. Чтение – первично, мультфильм – второстепенен. Особо стоит уделить внимание пролонгированному чтению (чтение авторских больших произведений). Чтение длительное (вчера, сегодня, завтра) как лакмусовая бумажка показывает: кому дома читают книги, те детки с нетерпением ждут продолжения, но как заинтересовать остальных? И тут мультфильмы нам стали помощниками. Мультфильмы снятые по сказкам «Волшебник изумрудного города», «Домовенок Кузька», «Незнайка в солнечном городе» разбиты на небольшие серии, и прочитав одну –две главы мы можем закрепить посмотрев одну серию, при этом не нарушая санитарных норм просмотра мультфильмов.
Интерактивные и мультимедийные игры вы все давно применяете, поэтому особо о них рассказывать не стану. Коротко – используем в организации итоговой образовательной деятельности.
Презентации для заучивания стихотворений. Издательство «Экзамен» создает интерактивные программы и там я подсмотрела хорошую идею, основа взята из логопедической работы, работа с мнемотехникой. Навыками работы с презентациями вы –коллеги владеете в совершенстве, так что кто заинтересуются – творческих успехов в создании таких презентаций
слайд 15
Средства ИКТ должны включатся в образовательный процесс в качестве «поддерживающих средств», в рамках традиционных методов системы обучения и воспитания. Звук, движение, цвет на экране это те факторы, которые наиболее долго удерживает внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.
слайд 16
Цель моей работы – пример поиска новых форм работы, позволяющих обучать, развивать и воспитывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались, т. е. «провести» ребенка и с помощью ИКТ вызвать у детей интерес в данном случае, к художественной литературе, превратить скучный процесс в непринужденную игру.