Ольга Курбатова
Формирование коммуникативных качеств речи у дошкольников при ознакомлении с детской художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является важным средством самовыражения ребенка. Недостаток сформированности коммуникативных качеств речи у дошкольников приводит к возникновению коммуникативных барьеров в процессе общения с взрослыми и сверстниками, так как речевые высказывания предполагают ориентацию говорящих на эффективность коммуникации, отбор языковых средств с целью решения стоящей коммуникативной задачи.
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Развитие ребенка необходимо рассматривать не только с точки зрения совершенствования отдельных речевых функций и накопления речевых умений, но и с точки зрения того, как и насколько успешно ребенок продвигается в своем коммуникативном развитии, насколько эффективно осуществляет общение с другими людьми. Одним из эффективных средств формирования у дошкольника коммуникативных качеств речи является детская художественная литература.
Темочки:
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Нами был разработан план проекта по формированию у дошкольников коммуникативных качеств речи:
Первый этап направлен на развитие интереса к детской художественной литературе, а также к общению с взрослыми и сверстниками; формирование правильного понимания мотивов поступков и речевого поведения героев художественных произведений; формирование умений представить коммуникативную задачу и средства ее решения, использованные героями произведения.
Первый этап работы направлен на решение следующих задач:
1. Развивать внимание и интерес детей к жанрам фольклора (загадкам, сказкам, пословицам и поговоркам).
2. Формировать эстетическое восприятие.
3. Формировать правильное понимание обобщенного иносказательного смысла данных видов фольклора и логичного построения сказок.
Работа на первом этапе начнется с ознакомления дошкольников с народными загадками, с помощью которых предполагается формирование точности и выразительности речи. Детям будет напомнено, что у каждой загадки есть отгадка, то есть загадку нужно отгадывать, она проверяет ум и сообразительность человека.
Сначала дошкольников ознакомят с наиболее легким для понимания видом загадок описательного характера. Данные загадки закрепят знания детей о свойствах и качествах предметов, о различных видах взаимосвязей между назначением и строением, назначением и материалом и т. д. Все это ребенок должен стремиться последовательно и точно выразить в собственных речевых высказываниях, что поспособствует формированию точности словоупотребления.
Затем детскому вниманию будут представлены загадки с отрицательными сравнениями. Данный вид загадок направлен на то, чтобы заметить необычные образные сравнения одного предмета или явления с другим.
Далее работа на первом этапе будет продолжаться в процессе формирования у детей способности понять содержание русской народной сказки, эмоционально на него откликнуться, выразить свое отношение к событиям и героям, а также оценить значение выразительных средств для раскрытия художественного образа. Следует напомнить, что существуют сказки про зверей и волшебные сказки. В первых главными героями являются звери, наделенные человеческими качествами. А во вторых мы встречаемся с необыкновенными превращениями, и у героев этих сказок имеются волшебные вещи. Необходимо подвести детей к пониманию логичного композиционного построения текста сказки, обратить внимание на то, как она построена. Первые слова называются зачином, потому что они начинают или зачинают сказку. Далее развиваются события: герои встречаются с трудными испытаниями, борются, преодолевают различные препятствия и одерживают победу. Заканчиваются сказки благополучным концом, где добро побеждает зло. Далее дети с помощью взрослого постараются вычленить в предложенных сказках зачин, завязку, развитие событий с кульминацией и развязку.
Учитывая то, что интонационная выразительность во многом зависит от умения рассказчика понимать и передавать эмоции и чувства героя, на данном этапе работы с детьми необходимо обсудить эмоциональные состояния и оттенки. Такое совместное обсуждение станет основой для последующего понимания изобразительно-выразительных средств народной сказки и обеспечит углубление восприятия художественного образа фольклорных произведений.
Второй этап направлен на формирование представлений о языковых средствах, используемых в литературных произведениях.
Второй этап работы направлен на решение следующих задач:
1. Формировать умение вычленять выразительные средства в фольклорных произведениях.
2. Обучать адекватному точному использованию образных выражений, пословиц и поговорок в различных ситуациях.
3. Развивать у детей логичность при построении речевых высказываний на основе русских народных сказок.
Работа на втором этапе начнется с ознакомления детей со способами создания загадок. Будут использованы следующие варианты заданий:
1) описание без названия;
2) сравнение с другим предметом;
3) «оживление» предмета (олицетворение);
4) описание одного предмета через другой, похожий (метафора).
Детям будет предложено составить текст-описание какого-либо предмета для того, чтобы ребенок мог контролировать созданную загадку с точки зрения соответствия-несоответствия описанных предметов и признаков оригиналу. В процессе этого этапа идет формирование точности словоупотребления.
Для формирования точности речи запланировано проведение игры «Светофор», в процессе которой необходимо дать характеристику сказочного героя, совершенного им поступка и т. д. Дети в ответ должны согласиться или не согласиться с этим, подняв соответствующий цвет светофора. При этом надо аргументировать свой ответ.
Так же будет использована игра «Как в сказках говорится?»: набор картинок с изображением леса, поля, травы, солнца, девушки и т. д. К каждой картинке ребенок должен подобрать соответствующее сравнение или метафору. По правилам игры победит тот, кто придумал самое красивое, необычное высказывание. Это должно стимулировать детей к придумыванию интересных, нетрадиционных сравнений и метафор (травушка – матушка, девушка как ясное солнышко, злой лес и т. д.).
Третий этап направлен на формирование у дошкольников стремления к действенному речевому поведению на основе осознания средств эффективной коммуникации, заложенных в художественных произведениях; обучение использованию данных средств в коммуникативных ситуациях, в театрализованной и игровой деятельности.
Третий этап работы направлен на решение следующих задач:
1. Формировать умение у детей строить действенное речевое высказывание.
2. Развивать умение использовать средства выразительной речи, заложенные в художественном произведении.
На третьем этапе работы ребенок принимает позицию «импровизатора», который владеет умением оценки выразительной речи. Особое внимание здесь уделяется творческим играм-драматизациям, театрализованным и режиссерским играм, постановке спектаклей, которые обеспечивают становление исполнительских умений, что побуждает детей логично строить свои высказывания, точно употреблять слова и активно использовать средства выразительности речи. Прием драматизации прекрасно известен и очень эффективен в практике дошкольного воспитания. Стоящая перед детьми задача – полноценно выразить индивидуальность героя, что предполагает усвоение особенностей его речи в условиях почти идентичной речевой ситуации.
Другим эффективным приемом является дальнейшее построение высказывания по предложенному начальному предложению. Ориентируясь на заданное начало, дети самостоятельно развивают сюжет.
Следующий эффективный прием – это проблемная ситуация, такое затруднительное положение, которое вызывает познавательный вопрос и требует активной мыслительной деятельности для его решения. (Если бы Аленушка сразу съела пирожок, предложенной печкой, как изменилась бы сказка)
Предположительно, что сочинение собственных сказок будет итогом всего проекта.
Таким образом, реализация всех перечисленных этапов работы будет способствовать формированию коммуникативных качеств речи у детей дошкольного возраста.