Алсу Ахметова
Консультация на тему: «Интеграция образовательных областей при организации непосредственной образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей при организации непосредственной образовательной деятельности.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.
Публикация «Консультация на тему: „Интеграция образовательных областей при организации непосредственной образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Что же такое интеграция? Интеграция – это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.
Основные факторы интеграции в НОД :
1. Образовательные области.
2. Основные виды деятельности детей (познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная, чтение, музыкально-художественная, коммуникативная, двигательная, игровая).
3. Интегративные качества личности ребёнка (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость и пр.)
Примеры сочетания предметов для интеграции
• музыка + математика;
• обучение грамоте + математика;
• художественная литература + развитие речи + обучение грамоте;
• развитие речи + музыка + рисование;
• математика + прикладное творчество;
• формирование целостной картины мира + музыка + рисование + прикладное творчество;
• формирование целостной картины мира + чтение художественной литературы;
• математика + физическое воспитание и др.
У интегрированного занятия одна из отличительных сторон – это четкость и компактность. Они берут в себя очень много учебного материала. Так же отличаются логической взаимообусловленностью, сменами динамических поз и видов детской деятельностью. Так же во время интегрированного занятия необходимо соблюдать временные рамки.
Эффективные методы и приемы, используемые в ходе интегрированного занятия :
1. Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность
2. Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
3. Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Примерная структура интегрированного занятия
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д., Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной (дидактические игры, рисование и др.).
Методика подготовки интегрированного занятия
1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
2. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
4. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
5. Продумать развивающие задачи.
6. Использовать разнообразные виды деятельности.
7. Использовать разнообразный наглядный и игровой материал (демонстрационный, раздаточный).
8. Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.).
9. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированного занятия.
Итак, технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.