Виктория Мусина
Инновационные технологии экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии
экологического образования дошкольников
(К педсовету на тему «Экология для малышей. От разнообразия форм к качеству воспитания»)
Старший воспитатель
МДОУ «Детский сад «Солнышко»
В. И. Мусина
Публикация «Инновационные технологии экологического образования дошкольников» размещена в разделах
Проблема экологического воспитания достаточно освещена в различных методических рекомендациях. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Все это вам знакомо. Я же хочу обратить внимание на использование инновационных форм и методов работы с дошкольниками.
Экологические знания и навыки дети могут получать не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях. Существует множество методов работы по экологическому воспитанию (*). Коротко остановлюсь на некоторых из них.
Игровая деятельность (*)
Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить.
Содержанию сюжетно-ролевых игр легко придать экологический характер : «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов» и т. д.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответст-венности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.
Компьютерные технологии и мультимедийные презентации
Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.
В отличие от взрослого человека, ребенку, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Использование дидактических картинок, репродукции художественных картин, фотографий, видеофильмов, звукозаписей делает дошкольников активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
К применению с дошкольниками рекомендуются следующие виды иллюстартивно-наглядных материалов на электронных носителях: (*)
1. звуковые материалы — это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. ;
2. слайды, т. е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;
3. мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;
4. виртуальная познавательная информация – виртуальные экскурсии по краеведческим музеям или удаленным уголкам природы;
5. мультимедийные экологические игры (включаются как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность).
Использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику)
Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.
«Растение – земле украшение»,
«Сломать дерево недолго, вырастить – годы»,
«Старые деревья молодые охраняют»,
«Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка»,
«Срубили кусты - прощай птицы»
Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Эта форма работы считается инновационной, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
В организацию экологического театра, рекомендуется вовлекать родителей воспитанников. Их помощь возможна не только в написании стихов, частушек для выступлений, создании костюмов и декораций, но и в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).
Конкурсы, викторины, брейн-ринги, развлечения, праздники, экологического характера
Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп», также помогает детям ощутить себя частью природы.
Природоохранные акции (*)
В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. В ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Рекомендуется каждую акцию проводить под своим девизом, сопровождать издание наглядной агитации (листовки, плакаты, памятки).
Виды акций:
Осень:
«Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).
«Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц).
Зима:
«Ёлочка – зелёная иголочка».
«Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя,
наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).
Весна:
«Закрывайте крепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»).
«Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников).
«Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).
Лето:
«Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).
«Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).
Экологическая тропа (*)
Экологическая тропа является одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды и также относится к инновационным формам экологического образования.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же преследуется конкретная цель (например, выяснить, кто обитает на пне, то можно ограничиться только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном, приобретенные знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.
Кейс-технологии (*)
В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «casus». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. В процессе рассматривания этих ситуаций дети осваивают командную работу, учатся анализировать.
Главной особенностью метода выступает процесс изучения прецедентов, другими словами, практических ситуаций, имевших место в прошлом.
Требования, которым должен удовлетворять хороший кейс
Кейс-технология в образовании – пример, заимствованный их реальной жизни, представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию. Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований:
Соответствовать четко сформулированной цели создания
Иллюстрировать ряд аспектов именно реальной жизни
Быть актуальным
Способствовать развитию аналитического мышления
Иметь разные вариации решения
Располагать соответствующим уровнем трудности
Не устаревать быстрыми темпами
Отображать типичные ситуации
Приводить к дискуссии
В процессе освоения кейс-технологии дети :
Учатся получать необходимую информацию в общении
Приобретают умение соотносить свои устремления с интересами других
Учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии
Учатся принимать помощь
Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в готовом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разобрать практическую модель его реализации.
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, направляя участников.
Таким образом, можно отметить, что применение кейс-технологии как инновационной социально-педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.
Кейс – это технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.
Виды кейс-технологий :
Анализ конкретных ситуаций
Кейс-иллюстрации
Фото-кейс
Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.
Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Кейс-иллюстрации используются во время непосредственно образовательной деятельности. В начале проводится предварительная работа с использованием таких методов и приемов, как беседа, загадки, дидактические игры в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом (ситуацией). Затем педагог знакомит детей с ситуацией (читает текст, а дети воспринимают данную ситуацию.
Далее следует показ иллюстрации. Воспитатель фиксирует внимание детей на иллюстрации, формирует отношение к ней с помощью вопросов. Затем взрослый помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение.
После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация. Педагог задает вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие. После того, как все дети высказались, воспитатель ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путем обобщения материала. Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность.
Использование кейс-технологии позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития старших дошкольников.
В фото-кейс входит:
Фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему
Текст к кейсу, который описывает совокупность событий
Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Концептуальные идеи кейс технологии :
Знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на ее решение
Имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка
Формируют навыки коммуникативного взаимодействия детей
Эта технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально-нравственное развитие. Все фото желательно использовать о детях такого же возраста.
Кейс-технологии имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка. (*)
В результате применения кейс-технологии у дошкольников формируются :
Умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»
Умение соотносить свои стремления с интересами других людей
Умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу
Умение получать необходимую информацию в общении
Умение выслушать другого и прийти к общему решению
Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками
Умение отстаивать свою точку зрения в общении
Умение принимать помощь
Умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях