Лучший педагог года

Инновационные технологии экологического образования дошкольников

Анна Канцевич
Инновационные технологии экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и радоваться им.

Всем известно, что дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. При ознакомлении с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Публикация «Инновационные технологии экологического образования дошкольников» размещена в разделах

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.

Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.

Проводимые реформы образования в настоящее время направлены на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к организации работы в детских садах. Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу в дошкольном учреждении является важным условием совершенствования системы образования. Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей.

Учитывая интеграцию можно выделить несколько видов экологической деятельности дошкольников :

• Познавательная, направленная на формирование опыта приобретения научной информации (анализ фактического материала; наблюдения в природе и оформление их результатов; определение объектов природы, описание их состояния, установление причинных связей; овладение приемами исследовательской работы – экспериментирование, моделирование, коллекционирование и т. п.);

• Ценностно-ориентированная деятельность, направленная на приобретение опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений (сравнение эстетических и гигиенических качеств естественной и преобразованной природной среды, критическая оценка состояния окружающей среды);

• Практическая деятельность, направленная на формирование практических умений (труд в природе; охрана труда; сохранение редких объектов природы и т. д.);

• Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, потому пронизывает все виды экологически ориентированных деятельностей;

• Художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств объектов природы и произведений искусства, отражающих ее. Разнообразны и формы художественного творчества дошкольников : выполнение рисунков и плакатов, лепка, конструирование из природного материала, сочинительство и многие другие технологии эстетического освоений мира природы.

• Коммуникативная деятельность опосредуется другими видами деятельности и ими же порождается. Общаясь с миром природы, ребенок испытывает потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме. Такая возможность представляется в свободном общении детей в повседневной жизни или в малых группах на занятиях и экскурсиях.

Обратимся к истории…

Ян Амос Коменский говорил, что «все должно сообразовываться с природой». Он выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Ж. -Ж. Руссо считал, что воспитание ребенка должно происходить естественно, сообразно с природой. Природу Ушинский назвал одним из «великих наставников человечества», большое внимание уделял воспитательному влиянию природы на экологическое сознание ребенка. Советский педагог Н. К. Крупская, подчеркивала о необходимости деятельностного характера в процессе изучения общения и природы. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» дает совет: «Идите в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, любознательными людьми и поэтами». Он отмечает, что лучше вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, чем просто провести урок.

Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить. В настоящее время экологического образование оформилось в самостоятельную область дошкольной педагогической теории и практики.

Если говорить о методической работе с кадрами, то я в своей работе использую активные методы обучения. В рамках данной задачи были проведены педагогические мастерские, консультации, создана творческая группа по созданию единого образовательного пространства, а также проведен конкурс среди групп детского сада на лучший экологический проект.

Мы находимся в постоянном тесном контакте с родителями наших воспитанников.

В рамках родительского клуба «Вместе мы можем все!» мы проводим мастер-классы, экологические акции для родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников.

Дошкольные учреждения, применяя инновационные образовательные технологии, имеют возможность совершенствовать свою деятельность по воспитанию и обучению дошкольников и добиваться более высоких результатов. Инновационная деятельность в нашем ДОУ реализуется через проектную деятельность, экологические тропинки, игровые технологии (квест-игра, СОРСИ, информационно-коммуникационные технологии, арт-технологии (пейп-арт, технология коллективного творчества, которые направлены на работы педагога с детьми по основным разделам программы воспитания и обучения в детском саду.

В последнее время использование ИКТ-технологий становится актуальным в условиях дошкольных образовательных учреждений. Время не стоит на месте, и в связи с этим у педагогов возрастает потребность в поисках новых форм использования ИКТ. Следуя требованиям ФГОС ДО по внедрению инновационных технологий, которое направлено на улучшение качества образования, педагоги активно используют интерактивную программу Mimio. Программа позволяет в интересной и привлекательной форме познакомить, формировать и закреплять знания у дошкольников. С помощью программы можно создать яркий демонстрационный материал, анимацию и аудио-эффекты. Помимо этого, ребенок с удовольствием «играет» на интерактивной доске или столе, так как программа работает от сенсорного управления.

Также, особое внимание в нашем ДОУ мы уделяем художественно-эстетическим коллективным творческим делам, которые несут в себе особые воспитательные возможности. Главная из них – развитие эстетической стороны жизни нашего общества, к искусству, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир. Именно коллективные творческие дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

2017 год в России был объявлен - -Годом Экологии. В связи с этим мы начали реализацию проекта «Я рисую этот мир!». Педагоги совместно с детьми создают коллективные работы в экологическом формате в той цветовой гамме, которая определена проектом.

В концепции модернизации российского образования говорится о том, что мы должны формировать целостную систему УУД (универсальные учебные действия) и навыков, которые, в свою очередь, формируются только через активное включение в практическую деятельность. Мы подходим к тому, что самым интересным и эффективным видом современных технологий является интерактивная игра, которая предлагает нам условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные задачи. Квест-игра – это игра приключение, в которой дошкольники должны решать определенные задачи для продвижения по сюжету и для достижения конкретных целей. Задачи в таких играх могут быть самыми разнообразными : интеллектуальными, креативными, активными. В такой игре обязательно взаимодействуют все участники.

Использование в совокупности инновационные технологии в экологическом образовании дошкольников, мы на выходе получаем ребенка, у которого сформирована экологическая культура, имеются экологические знания и умения, а главное, он может и умеет руководствоваться ими в реальной практике поведения. А это и есть главная цель нашей работы!

Публикации по теме:

Инновационные образовательные технологии в музыкальном воспитании дошкольников Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию технологию по развитию слышания музыки, которую я реализую в группах старшего.

Инновационные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожуунаРТ. ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.

Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 городского округа Ленинского района город Уфа Республики.

Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой Выполнила: воспитатель детского сада №16 Самигуллина Карина Фаритовна.

Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников Понятие «физическое воспитание дошкольников» включает в себя не только комплекс традиционных упражнений, но и ряд других факторов, влияющих.

Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно-пространственной среды «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС.

Необходимость экологического образования дошкольников «Если Вы не думаете о будущем у Вас его не будет.» Джон Голсуорси Необходимость экологического воспитания дошкольников продиктована самой.

Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС «Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС» В документе «Основы государственной политики в области экологического.

Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольниковЭкологическая тропа как средство экологического образования дошкольников Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольников Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных.

Фитнес-технологии в системе здоровьесберегающего образования дошкольниковФитнес-технологии в системе здоровьесберегающего образования дошкольников ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Инструктор по физической культуре Е. С. Озерова Фитбол-гимнастика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии экологического образования дошкольников
Опубликовано: 24 июня 2019 в 15:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии экологического образования дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Канцевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД