юлия карикова
Инновационные подходы к организации работы центра для развития интеллектуальных и творческих способностей в группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность педагога и детей в центре направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, вся деятельность основана на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа со строительным материалом учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку, ребенок имеет возможность создать другую или достроить её, включив воображение и фантазию, выступая в роли творца.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: Развитие познавательных и творческих интересов и способностей у детей дошкольного возраста в процессе строительной и конструктивной деятельности. Усовершенствование развивающей среды в центре, способствующей развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, стимулирование инициативности, свободы самовыражения в процессе создания построек; позволить детям попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе.
Задачи :
• Знакомить детей с профессией «строитель» и профессиями людей участвующих в строительстве (ландшафтный дизайнер, архитектор, маляр, сантехник, штукатур, плотник,кровельщик, сварщик, прораб и т. д.) со строительной техникой, с профессиональными действиями, инструментами – помощниками, обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.
• Развивать у дошкольников интерес к строительной деятельности, моделированию и конструированию, образному представлению, эстетическому восприятию и навыкам работы с различным материалом, прогнозировать подбор средств для решения проблемы, развивать творческое воображение, креативное мышление, поощрять инициативу и самостоятельность, стимулировать детское техническое творчество.
• Формировать отношение к себе, другим, к окружающему миру, испытывать чувство гордости за свой город, доброжелательного и уважительного отношения к людям строительных профессий. Предоставить возможность в самостоятельном выборе средств выразительности, настойчивости в достижении положительного результата работы. Воспитывать у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе умение считаться с чужой и высказывать свою точку зрения, советоваться, приходить к общему мнению.
• Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
• Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением.
• Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
• Изучить и внедрить в практику новые инновационные подходы к организации образовательной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в рамках основной образовательной программы дошкольного образования.
• Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов в вопросах формирования и использования предметно-пространственной развивающей образовательной среды в целях развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
• Разработать и апробировать модель усовершенствования предметно-пространственной развивающей среды для каждой возрастной группы.
• Отработать алгоритмы использования предметного и игрового оборудования в центре «Строитель» для каждой возрастной группы.
• Вести тесное сотрудничество педагогов и родителей для создания комфортных условий обучения и воспитания детей в группе.
• Вести сотрудничество с центром детского технического творчества для обмена опытом и повышения компетентности по вопросам использования современных игровых технологий в образовательной среде МБДОУ.
Ожидаемые результаты (результативность)
• Увеличится количество детей, имеющих сформированный интерес к строительным профессиям, а также имеющих навыки практической деятельности, необходимой для ведения творческих работ.
• Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
• Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
• Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
• Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
• Желание связать свою жизнь в будущем с профессией строитель.
• Активное участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, в сюжетно- ролевых играх и физических упражнениях, соревнованиях играх- эстафетах, развлечениях совместно с родителями.
• Проявление устойчивого интереса к различным видам детской деятельности, использование различных источников информации. Поддерживание беседы, высказывание своей точки зрения, согласие и несогласие.
• Усвоение детьми значимости профессиональной деятельности взрослых для общества.
Форма представления результатов:
• Открытые мероприятия для педагогов ДОУ и родителей;
• Игровая технология «Профи-мир»
• Выставки продуктивной деятельности;
• Конкурсы, соревнования, фестивали.
• Презентации.
Развивающая среда центра «Строитель» :
Строительная техника: Подъемный кран, грузовики - КАМАЗЫ, экскаватор, бетономешалка, бульдозер, трактор.
Строительный инвентарь: Совковые большие лопаты, совочки, ведёрки, строительные тачки, различные ёмкости, лейки, клеёнки, пульвизаторы, поддоны для краски, валики, кисти, шпатель, наборы инструментов
Спецодежда: рабочие комбинезоны, строительные каски, фартуки, нарукавники, перчатки.
Строительный материал: коробки-блоки, панели стен, мини-кирпичики, цемент, песок, гравий, камни, природный и бросовый материал, клей, краски, шпатлёвка,деревянные рейки, набор ландшафтного дизайнера крупный деревянный напольный конструктор, большие мягкие модули,напольный ЛЕГО-конструктор, различной величины кубики, ткань, настольные и плоскостные конструкторы, наборы мелких игрушек для обыгрывания (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т. п.) Методическое обеспечение центра «Строитель» : проекты, чертежи, схемы, алгоритмы построек, методическая литература, художественная литература, альбомы с фотографиями мостов, домов, зданий и иных сооружений, мультимедийные презентации, конспекты организации сюжетно-ролевых игр, дидактические и настольно-печатные игры, картотека строительных игр.
Ресурсное обеспечение центра «Строитель» : мультимедийное оборудование, магнитофон, ноутбук.
Планирование совместной деятельности детей и взрослых с учетом образовательных областей:
Познавательное развитие :
Рассматривание и беседы на тему: «Строительные профессии» «Кто в каком доме живет», «Как рождаются дома?». Энциклопедия необходимых знаний. Квест-игры: «Путешествие в город профессий» «Тайна золотого ключика»
Презентации: «Жилище разных народов», «Стройка. Профессии на стройке». Чтение научно-популярной литературы «Семь чудес света» РЭМП «На строительных объектах» Виртуальная экскурсия «Строительная площадка»
Экскурсия «Город мастеров» Наблюдение за строительной техникой (Знакомство с автогрейдером) Исследовательская деятельность «Бетон» «Камни» . Дидактические игры: «Профессии» «Где, какая профессия нужна?» «Спецтехника». Самостоятельная деятельность.
Социально-коммуникативное развитие :
Сюжетно-ролевые игры: «Юные строители» «Строим больницу». «Строители построили большой мост», «Строительство улицы», «Шоферы больших машин», «Как люди строят дома?» Дидактические игры: «Собери инструменты», «Построй дом из геометрических фигур», «Собери картинку», Беседа «Из пещеры в дом» «Нужна ли эта профессия на стройке». Наблюдение: «Какие постройки вокруг нашего детского садика». Самостоятельная деятельность.
Речевое развитие :
Коррекционное логопедическое путешествие по активизации словаря. Д/ и: «Нужна ли эта профессия» Лото «Профессии» Досуг по развитию речи «Наш дом».Игра с мячом «Родственные слова к слову- дом». Рассматривание картины «На стройке» альбомов «Дизайнеры» «Сооружения в городе Борисоглебске» Чтение художественной литературы. Заучивание пословиц и поговорок о труде. Отгадывание загадок. Самостоятельная деятельность.
Художественно-эстетическое развитие :
Рисование «Мой дом» «Город будущего» «Люблю по городу гулять» Лепка «Мебель в доме» Коллективная аппликация «Мы строители». Коллаж «Борисоглебск- архитектурный город» Музыка: Слушание и пение песен «Не кочегары мы…» Слушание музыки «Марш строителей» музыкальная игра- презентация «Все работы хороши» Развлечение «Незнайка в Мастерграде» Хореографическая постановка танца «Строители» Самостоятельная деятельность.
Физическое развитие :
Физминутка «Дом в котором я живу» Пальчиковая гимнастика «Профессии» Физкультурный досуг «Строим строим новый дом, заживут ребята в нём» Соревнования крановщиков «Кто скорее» Игра с мячом «Строительные специальности» Игры-эстафеты «Кто быстрее» Подвижные игры «Предмет бери, кому и для чего он нужен, расскажи» «Строительная эстафета»
Формы работы с родителями : открытые мероприятия, выставки совместных работ, участие в интернет-конкурсах, создание игротеки, альбов, коллажей на тему «Строительные профессии» макетов зданий, семейных презентаций, совместные экскурсии, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, оформление стендового материала, консультации, пополнение строительным и бросовым материалом строительного центра.