Оксана Кардаш
Консультация для воспитателей «Информационно-коммуникационные технологии в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей:
«Информационно-коммуникационные технологии в детском саду»
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Компьютерные технологии - один из эффективных способов передачи знаний в дошкольном образовании. ИКТ развивают интерес к обучению, воспитывают самостоятельность, развивают интеллектуальную деятельность, позволяют развиваться в духе современности, дают возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Информационно-коммуникационные технологии в детском саду“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Бесспорно, что «владеть компьютером» должен каждый образованный человек. Как сказал немецкий философ и социолог Георг Зиммель: «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего не знает». С каждым годом современные информационные технологии входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.
Цель ИКТ в дошкольном образовании - повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании:
• обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
• обеспечение взаимодействия с семьёй;
• обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
• повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);
• облегчение реализации образовательной деятельности (за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения, аудиосистем);
• облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);
• обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);
• возможность самореализации;
• возможность самообразования.
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
• Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
• Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
• Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
• Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
• Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
• Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
• Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
• Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Отдельно хотелось бы остановиться на создании презентаций.
Презентация – это по сути – обучающий мини-мультик, с красивыми картинками, это отличное пособие, помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада.
Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу. Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий.
Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда, то есть, возможность «предъявлять». Создавая презентацию необходимо соблюдать определенные правила или другими словами «законы». Типичные ошибки педагогов описаны в брошюре С. Л. Островского «Как сделать презентацию к уроку».
Ошибка №1: Слайдоменты
«Слайдомент» создается при желании скрестить слайд с документом. Слайдомент – «бумажный» документ, перенесенный на слайд. Эти псевдодокументы совершенно нечитабельны и не воспринимаемы, на таких слайдах трудно что – либо рассмотреть. К сожалению, такие слайды используются во время образовательной деятельности, отвлекая и без того неустойчивое внимание дошкольников, а также на открытых выступлениях и конференциях, дублируя речь докладчика.
Помните, презентация не «телесуфлер»!
Ошибка №2: бессмысленные «украшательства»
Подобные «эффекты» обычно выдают начинающего пользователя, который недавно добрался до компьютера и все никак не может наиграться.
Ошибка №3: необоснованная анимация
Необоснованная анимация – одна из грубейших ошибок при создании презентаций. Если в презентации используется анимация, то она должна быть показана единожды и под контролем – ровно в тот момент, когда это необходимо.
Ошибка №4: отсутствие единообразия и жесткого макета
С этой ошибкой, хотя она и является типичной, все не так просто. Вообще говоря, слайды презентации вовсе не должны быть единообразными и основанными на жестком макете. Имеется большое количество презентаций, в которых все слайды разные. Но! Если уж слайды делаются структурно единообразными, то и макет – расположение основных элементов – должны быть жесткими. Если, например, на одном слайде заголовок «чуть выше и левее», а на другом «чуть ниже и правее», то при переключении между слайдами заголовок «прыгает», совершенно непонятно зачем. И в этом случае это уже становится ошибкой дизайна.
Ошибка №5: необязательные слайды
Необязательные слайды – разновидность «телесуфлера». Дорожите возможностью подкреплять слова наглядностью! Используйте эту возможность бережно – «проходные» слайды забирают на себя часть времени и внимания воспитанников. Без таких слайдов можно обойтись!
Ошибка №6: боязнь пустого пространства
Пустое пространство – важный элемент дизайна. Одну из серьезных ошибок, которую часто допускают при создании презентаций – стремление заполнить все пространство текстовыми блоками и иллюстрациями. Между тем пустое пространство не только несет в себе изящество и чистоту, но и служит важным инструментом для расстановки акцентов. Пространство усиливает информационные эффекты. И чем его больше, тем больше проявляется эффект усиления.
Уважайте авторов!
Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Более того: мы облегчаем жизнь не только себе, но и коллегам! Не «защищайте» свои презентации, распространяйте их в форматах, допускающих использование и модификацию слайдов. Но всегда при этом уважайте труд других, не забывая сохранять ссылки на авторов. Пользуйтесь, внедряйте, применяйте!
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
• Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• Помогает формировать информационную культуру у детей;
• Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
• Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе);
• Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
• ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
• Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их;
• С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.
Вывод:
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Литература
1. Безруких, М. М. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» / М. М. Безруких, Л. А. Парамонова, В. И. Слободчиков //Начальное образование. - 2006. - №3. - С. 9-11.
2. Езопова, С. А. Предшкольное образование, или образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции / С. А. Езопова //Дошкольная педагогика. - 2007. - №6. - С. 8-10.
3. Кораблёв, А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А. А. Кораблёв // Школа. – 2006. - №2. – С. 37-39
4. Островский С. Л. Брошюра «Как сделать презентацию к уроку».
5. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/detskiy-sad
6. Шаехова, Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/ Р. К. Шаехова // Начальная школа плюс до и после. - 2006. -№7. - С. 54-57.
7. http://www.maam.ru/detskijsad/