Юлия Лымарь
Консультация для воспитателей «Игры малой подвижности в режиме дня»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
У ребёнка дошкольного возраста сильная потребность в движении. В течение дня ребенок много упражняться в ловкости, беге, прыжках. Привлечь ребят к двигательной активности в детском саду помогают подвижные игры. Однако после выполнения интенсивных движений дошкольники долгое время не могут успокоиться. В этом могут помочь малоподвижные игры, осуществляющие своеобразный переход от возбуждения к успокоению.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игры малой подвижности в режиме дня“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
Игры малой подвижности ценны тем, что создают благоприятный эмоциональный фон у детей и способствуют снятию мышечного напряжения. Спокойные игры помогают ребятам обрести душевное равновесие после физических и умственных нагрузок, а также являются прекрасным вариантом для самостоятельных игр в компании сверстников. Игры малой подвижности способствуют развитию внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции, ориентировке в пространстве. Такие игры укрепляют сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Они формируют и закрепляют двигательные умения. В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна. Это игры со спокойными перемещениями, движения небольшие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т. п.)
Длительность малоподвижных игр
Длительность игры от момента сбора участников определяется с учё том возраста детей:
в младших группах — не более 10 минут;
в средней — 12 минут;
в старшей и подготовительной — 15 минут.
Место игры в режиме дня.
Игры малой подвижности рекомендуется проводить
- в утренние часы приема
- активная двигательная деятельность сразу после завтрака и перед занятиями нецелесообразна. Лучше провести игру малой подвижности.
- малоподвижные игры проводятся как форма смены деятельности на занятиях в небольшом помещении: по изобразительной деятельности, познавательному и речевому развитию. На этих занятиях дети находятся в сидячем положении, и подвижные игры рекомендованы для профилактики усталости. Разумеется, игра выбирается спокойная и проводится рядом с рабочими местами воспитанников.
- на утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. При подборе игр учитываются предшествующие занятия. В дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине или конце прогулки.
- перед обедом, пока проходит сервировка столов, также можно предложить детям игры малой подвижности.
- на вечерней прогулке можно проводить игры малой подвижности, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные.
- в занятие физической культурой могут быть включены две игры. Одна, более подвижная – в основную часть, вторая, более спокойная – в заключительную часть занятия; цель последней – успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части.
При планировании подвижной игры педагог заблаговременно выбирает игры малой подвижности в соответствии с возрастом детей и темой занятия (досугового мероприятия). Если воспитатель планирует провести с детьми новую игру, он предварительно должен выучить правила и текстовое сопровождение забавы, запомнить движения. Недопустимо зачитывание содержания игры с листа! Можно показать детям короткое видео, как проходит эта игра (не дольше 1 минуты, предложить познакомиться с правилами. Эмоциональный рассказ воспитателя об игре располагает детей и мотивирует.
Как любая форма деятельности в детском саду, малоподвижные игры направлены на разностороннее развитие воспитанников. Кроме формирования привычки к здоровому образу жизни, эти игры приобщают детей к народным традициям: текст и герои могут быть взяты из фольклора. Игры могут быть направлены на развитие реакции, внимательности, памяти. Малоподвижные игры возможно проводить со всей группой воспитанников одновременно, чтобы в ребятах зарождалось чувство коллективизма.
Задачи малоподвижных игр в разных возрастных группах
Вторая младшая группа – Формирование умения повторять движения за педагогом.
- Обучение движению по кругу, по цепочке
- Развивать умение повторять песенки, подговаривать текст
- Развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.
Средняя группа – Развитие умения координировать движения с самостоятельно произносимым текстом
- Закреплять в игровой форме знаний, полученных на занятиях
- Формировать способности играть различные роли (участника, водящего)
Старая, подготовительная группы - Развитие словесно-логической памяти (восприятие на слух правил игры и умение их воспроизводить).
Создание устойчивой мотивации к проведению малоподвижных игр вне детского сада.
Классифицируют игры малой подвижности по содержанию :
Бессюжетные игры. Правила не предусматривают деление по ролям, в игре нет сценария. Бессюжетные игры основаны на выполнении заданий: найти, повторить, запомнить, перенести, поменяться и др. Эти игры развивают внимательность, память, моторику. («Сможешь как я»)
Сюжетные игры. Правила основываются на сказочной или бытовой ситуации. Сценарий предполагает распределение по ролям: ведущий — кот, участники — воробьи, например. Сюжетные игры сопровождаются стихотворным текстом или исполнением короткой песенки. Дети учатся выразительному исполнению роли в этих спокойных играх, а также развивают скорость реакции и координацию движений со словами. В сюжетных играх рекомендуется использовать ролевые шапочки и маски, медальоны с изображениями персонажей. («Волк и зайцы»)
Народные игры — забавы, основанные на сказочных сюжетах, сопровождающиеся фольклорными текстами. В малоподвижных играх используются песни, потешки и прибаутки (ритмизованные короткие истории с игровыми движениями). Русские народные игры воспитывают в детях чуткое отношение к традициям страны, любовь к родной природе. («Колечко-колечко»)
У ребёнка дошкольного возраста сильная потребность в движении. В течение дня ребенок много упражняться в ловкости, беге, прыжках. Привлечь ребят к двигательной активности в детском саду помогают подвижные игры. Однако после выполнения интенсивных движений дошкольники долгое время не могут успокоиться. В этом могут помочь малоподвижные игры, осуществляющие своеобразный переход от возбуждения к успокоению.
Игры малой подвижности ценны тем, что создают благоприятный эмоциональный фон у детей и способствуют снятию мышечного напряжения. Спокойные игры помогают ребятам обрести душевное равновесие после физических и умственных нагрузок, а также являются прекрасным вариантом для самостоятельных игр в компании сверстников. Игры малой подвижности способствуют развитию внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции, ориентировке в пространстве. Такие игры укрепляют сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Они формируют и закрепляют двигательные умения. В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна. Это игры со спокойными перемещениями, движения небольшие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т. п.)
Длительность малоподвижных игр
Длительность игры от момента сбора участников определяется с учё том возраста детей:
в младших группах — не более 10 минут;
в средней — 12 минут;
в старшей и подготовительной — 15 минут.
Место игры в режиме дня.
Игры малой подвижности рекомендуется проводить
- в утренние часы приема
- активная двигательная деятельность сразу после завтрака и перед занятиями нецелесообразна. Лучше провести игру малой подвижности.
- малоподвижные игры проводятся как форма смены деятельности на занятиях в небольшом помещении: по изобразительной деятельности, познавательному и речевому развитию. На этих занятиях дети находятся в сидячем положении, и подвижные игры рекомендованы для профилактики усталости. Разумеется, игра выбирается спокойная и проводится рядом с рабочими местами воспитанников.
- на утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. При подборе игр учитываются предшествующие занятия. В дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине или конце прогулки.
- перед обедом, пока проходит сервировка столов, также можно предложить детям игры малой подвижности.
- на вечерней прогулке можно проводить игры малой подвижности, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные.
- в занятие физической культурой могут быть включены две игры. Одна, более подвижная – в основную часть, вторая, более спокойная – в заключительную часть занятия; цель последней – успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части.
При планировании подвижной игры педагог заблаговременно выбирает игры малой подвижности в соответствии с возрастом детей и темой занятия (досугового мероприятия). Если воспитатель планирует провести с детьми новую игру, он предварительно должен выучить правила и текстовое сопровождение забавы, запомнить движения. Недопустимо зачитывание содержания игры с листа! Можно показать детям короткое видео, как проходит эта игра (не дольше 1 минуты, предложить познакомиться с правилами. Эмоциональный рассказ воспитателя об игре располагает детей и мотивирует.
Как любая форма деятельности в детском саду, малоподвижные игры направлены на разностороннее развитие воспитанников. Кроме формирования привычки к здоровому образу жизни, эти игры приобщают детей к народным традициям: текст и герои могут быть взяты из фольклора. Игры могут быть направлены на развитие реакции, внимательности, памяти. Малоподвижные игры возможно проводить со всей группой воспитанников одновременно, чтобы в ребятах зарождалось чувство коллективизма.
Задачи малоподвижных игр в разных возрастных группах
Вторая младшая группа – Формирование умения повторять движения за педагогом.
- Обучение движению по кругу, по цепочке
- Развивать умение повторять песенки, подговаривать текст
- Развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.
Средняя группа – Развитие умения координировать движения с самостоятельно произносимым текстом
- Закреплять в игровой форме знаний, полученных на занятиях
- Формировать способности играть различные роли (участника, водящего)
Старая, подготовительная группы - Развитие словесно-логической памяти (восприятие на слух правил игры и умение их воспроизводить).
Создание устойчивой мотивации к проведению малоподвижных игр вне детского сада.
Классифицируют игры малой подвижности по содержанию :
Бессюжетные игры. Правила не предусматривают деление по ролям, в игре нет сценария. Бессюжетные игры основаны на выполнении заданий: найти, повторить, запомнить, перенести, поменяться и др. Эти игры развивают внимательность, память, моторику. («Сможешь как я»)
Сюжетные игры. Правила основываются на сказочной или бытовой ситуации. Сценарий предполагает распределение по ролям: ведущий — кот, участники — воробьи, например. Сюжетные игры сопровождаются стихотворным текстом или исполнением короткой песенки. Дети учатся выразительному исполнению роли в этих спокойных играх, а также развивают скорость реакции и координацию движений со словами. В сюжетных играх рекомендуется использовать ролевые шапочки и маски, медальоны с изображениями персонажей. («Волк и зайцы»)
Народные игры — забавы, основанные на сказочных сюжетах, сопровождающиеся фольклорными текстами. В малоподвижных играх используются песни, потешки и прибаутки (ритмизованные короткие истории с игровыми движениями). Русские народные игры воспитывают в детях чуткое отношение к традициям страны, любовь к родной природе. («Колечко-колечко»)