Приложение МААМ

Игровой тренинг для родителей «Играем пальчиками-развиваем речь»

Юлия Головина
Игровой тренинг для родителей «Играем пальчиками-развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.

Задачи:

• стремиться установить доверительные отношения с родителями;

• формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;

• способствовать сплочению родительского коллектива;

• активизировать творческий потенциал родителей;

Участники: воспитатели, родители.

Публикация «Игровой тренинг для родителей „Играем пальчиками-развиваем речь“» размещена в разделах

Форма проведения: пальчиковый игровой тренинг.

Ход тренинга

1. Родителям предлагается, передавая Колобок соседу, пожелать ему что-нибудь хорошее на сегодняшний вечер.

2. Метод «Дерево ожиданий». Родителям предлагается на шаблонах яблок написать то, что они ожидают от тренинга. Шаблоны яблок прикрепляются на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т. е. яблоки начнут «созревать», их можно снимать и «собирать» в корзину.

Пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.

В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Начинать работу лучше с массажа (позже - самомассажа).

Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша,

• вдвое ускоряет процесс овладения им речью,

• способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук,

• массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Продолжительность массажа 3-5 минут. Игры с элементами массажа

Выполняемые родителями упражнения

- хлопки;

- сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов. Например, упражнение

Прятки

Возьми короткий карандашик

и сожми его в кулачке, спрячь.

А теперь спрячь в другой руке.

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

- потирание ладоней одна о другую; - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. – похлопаем, поаплодируем себе за это.

- Родители кладут на ладонь короткий карандаш, сжимают и разжимают кулак.

- потирают ладони одна о другую.

Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагают крупные трёхгранные карандаши.

Игры с элементами массажа

Выполняемые

родителями упражнения

- перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш). Например, упражнение

Утюжок

Возьми толстый карандаш.

Положи его на стол.

«Прогладь» карандаш сначала одной ладонью,

потом другой, покатай карандаш по столу:

Карандаш я покачу

Вправо-влево - как хочу.

- постукивание кончиками пальцев рук по столу; нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев. Например, упражнение

Родители выполняют соответствующие движения

Игра с горошком

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать :

- Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.

Внимание! Во время игр с мелкими предметами не оставляйте малыша без присмотра!

Массаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком

Выполняемые родителями упражнения

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Пододвиньте корзинку, накрытую жёлтой салфеткой. Возьмете из неё мячики.

В руках у родителей разноцветные массажные мячи-ёжики. Совместно с логопедом папы и мамы выполняют предлагаемые движения.

По количеству мячиков на 1-2 меньше родителей. Родители могут по очереди выполнять упражнения, передавая друг другу мячики.

Игры с различными крупами

Выполняемые родителями упражнения

«Сухой бассейн»

Наполните половину коробки (корзинки, крышки от контейнера для торта) сухим горохом. Заройте какую-нибудь маленькую игрушку.

Пусть ребенок опустит ручки в сухой бассейн и найдет там спрятанный предмет («Кто в домике живет?»).

Летом можно играть на свежем воздухе, отыскивая «клады» в сухом, теплом песке.

Кроме игр с маленькими предметами очень полезно пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку.

«Посадка фасоли»

Дети делают ямки в песке пальчиком и сажают семена. Пододвиньте корзинку, накрытую красной салфеткой. Уберите салфетку.

Родителям предлагается найти различные мелкие игрушки в сухом бассейне (крышка от контейнера для торта наполнена фасолью).

- Не вынимая найденную игрушку, ощупывая угадайте, что это.

Пододвиньте коробочку, накрытую зелёной салфеткой.

Родители делают ямки в песке и «сажают» фасоль

Игры с различными крупами

Волшебный поднос

На яркий поднос (коробку из-под конфет, тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится контрастная линия. Покажите ему, как нарисовать волны, круг, квадрат, солнышко, лодку, домик, цветок и т. п.

А сейчас нарисуйте что-нибудь сами.

Расскажите нам о том, что нарисовали, при этом можете придумать маленькую историю.

Пожалуйста, сопровождайте все игры речью! Объясняйте ребёнку всё, что вы делаете. Комментируйте его действия. Хвалите малыша даже за незначительные успехи.

Упражнения с палочками и спичками

Выполняемые родителями упражнения

«Строим забор (домик, лесенку,.)» из счетных палочек (закрепить знания о цвете и размере).

«Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.

- «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.

«Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка. В маленьких тарелочках на столиках лежат кусочки жёлтого, серого и чёрного пластилина.

Родителям предлагается скатать из них комочки. Затем пластилиновые комочки серого и чёрного цветов «превратить в ёжиков», жёлтые комочки – в «одуванчики», воткнув в них спички.

Для игр используйте только спички с отрезанными головками!

Родителям предлагается сделать бусы – нанизываем макароны на шнурок.

Прежде чем сделать бусы из макаронов можно вместе с ребёнком покрасить их разноцветными красками.

Упражнения с ватой

Выполняемые родителями упражнения

«Снегопад в лесу»

На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.

«Поможем птицам»

устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты. Коллективная работа родителей, присутствующих на игротренинге «Поможем курочке».

Материалы: корзинка, вата, игрушка-курочка.

Упражнения с бумагой

Выполняемые родителями упражнения

Вариант 1:

Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)

«Чтобы Мишке было теплее»

Мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге».

Коллективная работа родителей, присутствующих на игротренинге

1. «Чтобы мишке было теплее»

Материал: бумага, игрушка-мишка «спит» в «берлоге».

Родители мелко рвут бумагу, потом засыпают кусочками мишку в «берлоге».

- Чтобы было веселее работать расскажите, какая у мишки шубка

Упражнения с бумагой

"Сюрприз"

Заверните значок (маленький подарок вашему малышу) в 4-5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики, разгладить их пальчиками и аккуратно сложить.

Подарок папам и мамам

Мы тоже приготовили для вас подарок на память о сегодняшней встрече – буклет «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка». В нём вы прочитаете то, о чё м мы не поговорили сегодня:

- Этапы формирования кистевых и пальцевых навыков;

- Игры с бельевыми прищепками;

- Мозаика. Конструктор;

- Шнуровки;

- Упражнения для развития графических навыков.

1. Пожалуйста, скажите, исполнились ли пожелания, написанные Вами на «яблоках». Что-нибудь особенно интересное Вы сегодня узнали? Напишите об этом на «яблоках».

Спасибо за работу! Удачного вечера всем Вам!

Анкета

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы!

1. Тема родительского собрания была интересна для Вас

Да Нет

2. Содержание материала понятно, доступно

Да Нет

3. Собрание построено в форме диалога между педагогом и родителем

Да Нет

4. Возможно ли применение предложенных игр и упражнений в домашних условиях?

Да Нет

5. Выразите ваше особое мнение о тренинге, в котором вы приняли участие

___

Литература:

1. Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2007

2. Бардышева Т. Ю. Пляшут мои ручки. Учебно-методическое пособие. ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.

3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М. : ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.

4. Галкина Г. Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2011.

5. Краузе Е. Логопедия. - 3-е изд. -СПб. : КОРОНА принт, 2006.

6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / Ольга Нови-ковская. - изд. 3-е, доп. - М. : ACT; СПб. : Сова, 2008.

7. Пятница Т. В. Пальчиковые игры и упражнения : Массаж карандашами. – Мн. : Аверсвэв, 2005.8.

Публикации по теме:

Ток-шоу для родителей «Для чего нужна игра ребенку?»Ток-шоу для родителей «Для чего нужна игра ребенку?» Работа с родителями. Родительское собрание в средней группе «Ток – шоу» для родителей «Для чего нужна игра детям?»Цель: повышение педагогической.

Выставка игр и пособий «Весёлые игры — для красивой речи» (работа с родителями)Выставка игр и пособий «Весёлые игры — для красивой речи» (работа с родителями) Посещая родительские собрания в младших группах предложила родителям изготовить игры для развития мелкой моторики и силы воздушной струи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой тренинг для родителей «Играем пальчиками-развиваем речь»
Опубликовано: 17 апреля 2015 в 21:36
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровой тренинг для родителей «Играем пальчиками-развиваем речь»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Головина (УИ 40776) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД